ЦЕНА
,
денежное выражение стоимости товара. При социализме Ц.— инструмент планового воздействия гос-ва на экономику,
отражает уровень общественно необходимых затрат труда. Ц. на продукцию — важнейшее орудие экономич.
политики,
при помощи к-рого гос-во решает вопросы развития с. х-ва,
активно воздействует на произ-во и потребление с.-х. продукции.
В системе цен,
действующих в отраслях АПК,
особое место занимают гос. закупочные цены
,
по к-рым гос-во закупает с.-х. продукцию у колхозов,
совхозов и др. с.-х. предприятий. Эти Ц. (кроме Ц. на рис,
гречиху,
горох,
плоды тунга) дифференцированы по зонам (см. Зональные цены
) и едины для всех типов с.-х.
предприятий. При продаже совхозами мяса,
птицы,
а также при реализации колхозами и совхозами овощей,
картофеля,
фруктов,
яиц,
молока непосредственно в торговую сеть применяются гос. розничные цены
за вычетом торговой скидки.
Помимо гос. плановых Ц.,
существуют цены колхозного рынка
,
складывающиеся в зависимости от спроса и предложения. При закупке орг-циями потребит.
кооперации с.-х. продукции у населения и с.-х. предприятий применяют договорные цены
с учётом [учетом] цен местного колх.
рынка. Разновидностью этих цен являются расчётные [расчетные] Ц.,
применяемые в условиях межхоз. кооперации на отд. виды промежуточной продукции.
На продукты,
пользующиеся повышенным спросом (соки,
джемы и др.),
реализуемые колхозами,
совхозами и др. предприятиями Госагропрома СССР через подведомств.
магазины,
устанавливаются поощрительные цены
. При продаже совхозами с.-х.
продукции своим рабочим и служащим,
а также на обществ. питание,
колхозами — колхозникам применяют лимитные цены
. Через систему оптовых цен
осуществляется продажа с.-х.
предприятиям с.-х. техники,
автомобилей и др. пром. продукции,
а также отпуск заготовит. opr-циям с.-х. сырья для его дальнейшей переработки.
Эквивалентность обмена между пром. отраслями и с. х-вом обеспечивается паритетом цен
.
|