СТАТИСТИЧЕСКИЕ ГРУППИРОВКИ
, метод обработки данных статистич. наблюдения,
заключающийся в расчленении изучаемых совокупностей на качественно однородные группы по одному или неск.
признакам. Каждая совокупность характеризуется мн. признаками.
При С. г. выбирают наиб. существенные из них; неудачный выбор признака может привести к неправильным выводам.
Всё [Все] многообразие признаков можно свести к 2 осн. видам: количеств.
(напр.,
урожайность) и качеств. (профессия,
форма социалистич. собственности на средства произ-ва и т. д.).
С помощью С. г. изучают типы явлений,
структуру и структурные сдвиги,
взаимосвязи и взаимозависимости явлений. В соответствии с задачами исследования группировки делятся на типологические (напр.,
С. г. х-в по специализации) и аналитические (напр.,
С. г. х-в р-на по кол-ву внесённых [внесенных] на 1 га пашни удобрений для анализа влияния удобрения на урожайность).
С. г. могут быть простыми (построенными по одному признаку) и комбинационными (по двум и более признакам).
По используемым данным различают С. г. первичные (построенные на основе группировки первичных материалов наблюдения) и вторичные (на основе перегруппировки ранее сгруппир.
материалов). С.-х. предприятия группируют по формам собственности,
производств. типу,
уровню интенсивности,
урожайности с.-х. культур,
продуктивности ж-ных и др. признакам. С. г. применяются в экономия,
работе,
опытном деле и др. |