Главная - Психологический словарь - буква З - Задача Майера
""Комната, в которой находятся следующие предметы: жердь, хомутик, зажимы, плоскогубцы, шнуры, стол, стул. К потолку комнаты подвешены две веревки, таким образом, что если взять в руки одну веревку, то достать другую будет невозможно. Нужно соединить вместе концы этих веревок, используя предметы, находящиеся в комнате". Автор Г. Майер - .
607@Задержка Психического Развития@Задержка психического развития - аномалия развития, которая обычно проявляется на начальных стадиях обучения. Характеризуется трудностями усвоения знаний, умений и навыков при обучении. Чаще всего имеется церебрально - органический источник данного нарушения. Литература. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики // Вопросы психологии. 1989, N 1, с. 55 - 62.
608@Задержка Психического Развития@Задержка психического развития - парциальное недоразвитие высших психических функций - , которое может, в отличие от олигофрении - , носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в
609@Заикание@Заикание - нарушение устной речи, при котором она становится прерывистой, происходит непроизвольное членение слова на слоги или звуки, возникают судорогоподобное напряжение мышц лица, что приводит к затруднению коммуникаций с другими людьми. Заикание чаще всего начинается в дошкольном возрасте, прежде всего при переходе к развернутой фразовой речи, когда психическое перенапряжение или травма нервной системы могут привести к нарушению регуляторных механизмов речи. При этом способствующими формированию заикания факторами являются конституциональная - нервность, вегетативная дисфункция, а также неправильная или перегруженная непонятными словами речь - окружающих ребенка людей.
610@Зайферт К. Профессиональное Развитие@I. К определению понятия. Под профессиональным развитием, рассмотренным процессуально и динамически, понимают профессию или профессиональную деятельность в контексте жизненного развития. При этом возможны три аспекта рассмотрения
611@Закон Блоха@Закон Блоха - величина субъективной яркости короткой вспышки света зависит от произведения интенсивности стимула и его длительности. Но этот закон действует лишь в околопороговой области и при длительности стимула, не достигающей критической точки.
612@Закон Бугера – Вебера@Закон Бугера - Вебера - один из основных законов психофизики, открытый французским ученым П. Бугером, согласно которому едва заметное изменение ощущения при изменении интенсивности раздражителя возникает при увеличении исходного раздражит
613@Закон Дондерса@Закон Дондерса - закон суммативности психического (познавательного) процесса, основанный на постулате о аддитивности, или неперекрываемости, отдельных его стадий. На материале исследования времени реакции - как процесса, развертывающегося в период между появлением стимула и реализацией ответной реакции, Ф. Дондерс обосновал "метод вычитания", призванный обеспечить возможность определения длительности отдельных стадий. Так, после измерения времени простой реакции, это время необходимо вычесть из времени более сложной реакции, чтобы получить время, которое тратится на стадиях обнаружения, различения стимула и стадии выбора ответной реакции. Но в дальнейшем была показана возможность параллельно осуществляющихся психических реакций, что опровергло постулат об их аддитивности.
614@Закон Йоста@Закон Йоста - эмпирическая закономерность, обнаруженная в 1895 г. А. Йостом - , согласно которой при равной вероятности воспроизведения - из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений. Механизмом, лежащим в основе этой закономерности, выступает перевод информации из кратковременной - памяти в долговременную - .
615@Закон Осознания Клапареда@Закон осознания Клапареда - отношения, рано учитываемые в реальном поведении и способствующие его автоматизации, осознаются с трудом и поздно, а отношения, препятствующие автоматизации, рано осознаются. Этот закон был сформулирован на материале изучения детской интроспекции: для маленьких детей значительно проще сказать, что различается в предметах, а не то, что они имеют общего. Таким образом, сходство предметов допускает использование однотипных (автоматизированных) действий с ними, а их различия вызывают нарушение привычного хода действий и ведут за собой особую (ориентировочную) реакцию. Автор Э. Клапаред - . Литература. Claparede Ed. La conscience de la ressenmblance et la difference chez l'enfant // Archive de Psychologie, 1918, vol. XVII, N 65, p. 67 - 78.
616@Закон Пипера@Закон Пипера - эмпирическая закономерность, согласно которой порог зрительного восприятия - уменьшается пропорционально квадратному корню площади стимула, при условии, что эта площадь превышает 1 угловой градус.
617@Закон Рибо@Закон Рибо - закономерность, сформулированная в конце XIX в. Т. Рибо - , согласно которой разрушения памяти при прогрессирующей амнезии - , например в случаях заболеваний или в пожилом возрасте, имеют определенную последовательность. Сначала становятся недоступными воспоминания о недавних событиях, затем начинает нарушаться умственная деятельность - личности - . Происходит утрата чувствований и привычек. Наконец, распадается инстинктивная память. В случаях восстановления памяти прохождение этих же этапов происходит в обратном порядке.
618@Закон Рикко@Закон Рикко - закономерность, открытая в 1877 г., согласно которому такие характеристики порогового раздражителя, как его яркость и угловая площадь, находятся в обратно пропорциональной зависимости. Этот закон действенен для световых раздражителей с небольшими угловыми размерами. В качестве его механизма указывается нервная суммация раздражителей, за счет которой происходит настройка глаза к восприятию - света малой интенсивности.
619@Закон Специфических Энергий@Закон специфических энергий - постулат, сформулированный в 1827 г. И. Мюллером - как общий принцип сенсорной психофизики, согласно которому каждый орган чувств имеет специфический для него вид ощущений, который не зависит от характера действующего раздражителя.
620@Закон Стивенса@Закон Стивенса - модификация основного психофизического закона, предложенная американским психологом и психофизиологом С. Стивенсом, согласно которой между рядом ощущений и рядом физических раздражителей существует а не логарифмическая, как у Фехнера - , а степенная зависимость: Y = k
621@Закон Тальбота@Закон Тальбота - закономерность, согласно которой видимая яркость источника прерывистого света при достижении частоты слияния световых мельканий становится равной яркости непрерывного света, имеющего те же значения светового потока.
622@Закон Фехнера@Закон Фехнера - сформулированный в 1860 г. Г. Фехнером - в "Элементах психофизики" закон, согласно которому величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Т.е. возрастание силы раздражения в геометрической прогрессии стоит в соответствии росту ощущения в арифметической прогрессии. Эта формула измерения ощущений была выведена на основе исследований Вебера - , в которых было показано постоянство относительной величины приращения раздражителя, вызывающего ощущение едва заметного различия. При этом был введен собственный постулат о том, что едва заметный прирост ощущения является величиной постоянной и может быть использован в качестве единицы измерения ощущения.
623@Закон Хика@Закон Хика - утверждение, что время реакции - при выборе из некоторого числа альтернативных сигналов зависит от их числа. Впервые эта закономерность была получена в 1885 г. немецким психологом И. Меркелем, а в 1952 г. получила экспериментальное подтверждение в исследованиях В.Э. Хика - , в которых она приобрела вид логарифмической функции: ВР = а
624@Закон Эбнея@Закон Эбнея - эффект суммации яркости нескольких спектральных цветов при их комбинации, обусловливающей восприятие - нового цвета.
625@Закон Эммерта@Закон Эммерта - закономерность, выведенная немецким психологом Ф. Эммертом, согласно которой видимая величина последовательного образа - прямо зависит от удаленности экрана, на который этот образ - проецируется. В его основе лежит механизм, обеспечивающий константность - видимых размеров реально воспринимаемых объектов. Эта закономерность может не проявляться при больших (свыше 10 - 15 м.) расстояниях до экрана, а также при эйдетизме.
626@Законы Аддитивного Смешения Цветов@Законы аддитивного смешения цветов - правила, сформулированные первоначально И. Ньютоном, получения определенных цветов за счет их смешивания: 1. Для каждого цвета существует другой единственный цвет ("дополнител
627@Законы Йеркса — Додсона@Законы Р.М. Йеркса - и Дж.Д. Додсона - эмпирические закономерности, связывающие мотивацию и качество деятельности. В первом законе определяется, что соотношение мотивации и качества деятельности выражается колоколообразным графиком: при повышении мотивации до определенного уровня растет и качество деятельности, но дальнейшее повышение мотивации, после достижения плато, приводит к снижению продуктивности. Во втором законе определяется, что при более сложной задаче является более оптимальным более низкий уровень мотивации. Выявлены в экспериментах по изучению научения мышей. Литература. Yerkes R., Dodson J. The relation of strength of stimulus to rapidity of habit - formation // j. Comp. Neurol. Psychol. 1908, N 18, p. 459 - 482.
628@Занков Леонид Владимирович@Занков Леонид Владимирович (1901 - 27.11.1977) - отечественный психолог. В 1918 - 1923 гг. работал учителем, воспитателем, заведующим сельскохозяйственной детской колонией. Учился у Л.С. Выготского - . В 1940
629@Запах@Запах - ощущение, обусловленное действием летучих пахучих веществ на рецепторы слизистой оболочки носовой полости. Запахи могут быть расклассифицированы по пахучим веществам, вызывающим качественно разные субъективные впечатления. Получили большое распространение классификации запахов Цваардемакера - и Хеннинга - , также существует выделение из запахов сильно пахучих, колющих и вкусовых. Особое качество запаха обусловлено наличием в молекуле раздражителя особых атомных группировок (эфирной, фенольной, альдегидной). При смешивании веществ может возникать новый запах, качество которого зависит от концентрации и состава исходных веществ.
630@Запечатление У Животных@Запечатление у животных - форма раннего научения животных - . Характеризуется связыванием некоторых врожденных поведенческих реакций (инстинктов - ) с отличительными признаками некоторых объектов, на которые о
631@Запоминание@Запоминание - активный процесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения - и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей. Для человека характерно то, что развитие его памяти идет прежде всего за счет осмысленной переработки запоминаемой информации. Если в раннем детстве реализуется прежде всего непосредственное запоминание, то в дальнейшем за счет употребления опосредствующих элементов происходит формирование опосредствованной памяти, которая является решающей в жизни взрослого человека. Положительную роль в запоминании играет систематическое повторение, когда исходные элементы включаются в новую систему ассоциативных связей.
632@Запорожец Александр Владимирович@Запорожец Александр Владимирович (1905 - 1981) - советский психолог, ученик Л.С. Выготского - . В 30 - е гг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской деятельностной психологической шк
633@Запредельное Торможение@Запредельное торможение - развитие процессов торможения при достижении силы раздражения критической, биологически допустимой границы.
634@Зарубежные Психотерапевтические Техники@Глубинные техники Активная психотерапия (Фромм - Райхманн). Анализ бытия - (Бинсвангер). Анализ судьбы (Сонди). Анализ характера ( Сочинения. Значение психоанализа в науках о духе. СПб., 1913 (совм. с О. Ранком).
637@Звезда Геринга@Звезда Э. Геринга - - зрительная иллюзия восприятия - . При наложении фигуры, образованной прямыми, пересекающимися в одной точке, на параллельные линии, те воспринимаются искривленными.
638@Зейгарник Блюма Вульфовна@Зейгарник Блюма Вульфовна (1900 - 1988) - советский психолог. Психологическое образование получила в 20 - е гг. в Германии в лаборатории К. Левина - , где осуществила всемирно известные исследования забывания - завершенных и незавершенных действий. В этих исследованиях было показано, что незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные, в 1,9 раза, что получило название эффекта Зейгарник - . В дальнейшем занималась проблемами патопсихологии, в частности патологии мышления - , используя при этом методологию деятельностного подхода - .
639@Зельц Отто@Зельц Отто (1881 - 1944) - немецкий психолог, сотрудник Вюрцбургской психологической школы - . Автор книги "Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности" (1924). Проводил исследования мышления - , в которых обнаружил детерминированность мыслительных процессов со стороны структуры решаемой задачи. Задача перед испытуемым предстает как некий "проблемный комплекс", завершенность которого может быть достигнута лишь при отыскании недостающего элемента. Описал ряд интеллектуальных операций - , благодаря которым возможно такое завершение (абстракция - , репродукция свойств и пр.).
640@Зинченко Петр Иванович@Зинченко Петр Иванович (1903 - 1969) - советский психолог. В 30 - е гг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской психологической школе - , разрабатывал проблемы памяти, в частности непроизвольного запоминания - . Пришел к заключению, что непроизвольное запоминание имеет прямую зависимость от характера и структуры деятельности - человека. Так, лучше запоминается то, что имеет отношение к цели деятельности, а не просто находящееся в поле зрения, но не включенное в деятельность. Исследовал динамику забывания - и воспроизведения - школьных знаний.
641@Знак@Знак - одно из средств управления при осуществлении тех или иных психологических процессов. Характеризуется символической формой своего существования. Возможность символического управления человеческим поведением - впервые появляется в процессе использования орудий труда, когда формируется свойство опосредствованности индивидуальной деятельности - в рамках коллективной деятельности. В процессе дальнейшего развития знаки из средства трансляции общественного опыта превращаются в средство изменения самого себя, используемое индивидом также и для совершенствования общественного опыта.
642@Знаковая Индикация@Знаковая индикация - способ кодирования информации об управляемом объекте для дальнейшего ее визуального распознавания оператором, где в качестве элементов используются цифры, буквы, простые геометрические фигуры и другие условные знаки.
643@Знаковое Опосредствование@Знаковое опосредствование - базовое понятие культурно - исторической теории Л.С. Выготского - , обозначающее способ управления поведением - , осуществляемый самим индивидом. В этой теории все психическое развитие рассматривается как изменение структуры психического процесса за счет включения в нее знака, что ведет к преобразованию натуральных, непосредственных процессов в культурные, опосредствованные. Первоначально в онтогенетическом развитии знак как психологический инструмент выступает посредником во взаимоотношениях между ребенком и взрослым. В этом процессе знак приобретает определенное значение, соответствующее социальным нормативам организации деятельности - .
644@Значение@Значение - обобщенная форма отражения индивидом общественно - исторического опыта, запечатленного в схемах действий - , понятиях - , социальных ролях, нормах и ценностях. Система значений индивида обусловливает управление процессами его деятельности - . В качестве знаков могут выступать структуры естественного языка, схемы, карты, формулы и чертежи, символические образы.
645@Значимость Сигнала@Значимость сигнала - психологическая характеристика сигнала, выражающая собой степень отношения принимаемой информации к задаче, решаемой субъектом.
646@Золотые Стихи Пифагора@Приготовление Должен бессмертным богам приносить ты законченную жертву; Веру свою сохранять; чтить память великих героев; Духам земным воздавать обычное им поклоненье. очинения. Эмоции человека. М.: Изд. Мос. Унив., 1980.
664@Избранные Чаньские Изречения@В котле с кипящей водой нет холодного места. Лягушка прыгает, а из корзины не выпрыгнет. В хорошем разговоре не все говорится.  
665@Измерения В Психологии@Измерения в психологии - процедуры определения количественной выраженности психологических феноменов. В этих процедурах используются разнообразные шкалы, представляющие собой некоторое множество позиций, которые поставлены в некоторое соответствие с психологическими элементами. В классификации шкал, предложенной в l946 г. американским психологом и психофизиком С. Стивенсом, выделяются следующие шкалы: отношений - , интервальная - , порядковая - и номинальная - .
666@Изобразительные Способности@Изобразительные способности - система врожденных и выработанных операциональных качеств, обеспечивающих успешное художественное творчество. Могут проявляться в достаточно раннем возрасте. Так, художественные способности у Рафаэля провялились в 8 лет
667@Изолят@Изолят - популяция ограниченной численности, которая на протяжении нескольких поколений находится в брачной изоляции от соседних групп. Выступает уникальным объектом психогенетических исследований, т.к. в таких группах могут ярко проявляться филогенетические признаки. Литература. Гаджиев А.Г. Антропология малых популяций Дагестана. Махачкала, 1971.
668@Изоляция@Изоляция - исключение индивида из обычных отношений, что может наблюдаться при особых условиях работы (космический полет, зимовки), или в клинике нервных и душевных болезней (при поражениях анализаторов - , при психических заболеваниях). В подобных условиях проявляются побочные следствия изоляции в виде возникновения состояний дремоты, апатии - , раздражительности, происходит потеря временной ориентировки, нарушаются способности к мышлению - и воспоминаниям. Могут развиться иллюзии - или галлюцинации - .
669@Изоляция В Психологии Личности@Изоляция в психологии личности - форма психологической защиты - . Характеризуется тем, что при ее реализации происходит блокирование отрицательных эмоций за счет устранения из сознания связи между ними и их источником.
670@Изохроматические Таблицы@Изохроматические таблицы - таблицы, служащие для проверки цветового зрения, на которых среди пятен одного цвета находятся пятна (цифры, буквы, фигуры) другого цвета с той же яркостью и насыщенностью. При дефектах цветового зрения эти пятна не различаются. Одним из вариантов подобных таблиц являются таблицы Е.Б. Рабкина.
671@Иконическая Память@Иконическая память (от греч. eikon - изображение) - сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время (до 100 мс.), которая имеет большую емкость; быстро угасает во времени (около 0,25 с.); работает с сенсорным кодом; сознательно не контролируется; зависит от физических характеристик стимула. Обеспечивает перевод информации в кратковременную память.
672@Икскюль (Uxkull) Якоб Фон@Икскюль (Uxkull) Якоб фон (1864 - 1944) - немецкий биолог, зоопсихолог, философ, один из основателей зоосемиотики. Автор теории функционального круга - . Сочинения. Umwelt und Innenwelt der Tiere. Berlin, 1921; Bedeutunglehre. Leipzig, 1944; Theoretische Biologie. Frankfurt, 1973. Литература. Sebeok Th. Theorie und Geschichte der Semiotik. Reinbeck, 1979.
673@Иллюзии Восприятия@Иллюзии восприятия (от лат. illusere - обманывать) 040000 227 186 руки искажение восприятия - частных признаков тех или иных предметов. Наибольшее многочисленны пространственные зрительные иллюзии. Принято выделять следующие вид
674@Иллюзия Аристотеля@Иллюзия Аристотеля - осязательная иллюзия - , при которой небольшой шарик, помещенный между скрещенными указательным и средним пальцами, воспринимается как два предмета.
675@Иллюзия Луны@Иллюзия луны - зрительная иллюзия - . Характеризуется тем, что воспринимаемый размер небесного тела (Луны, Солнца) больше при нахождении его низко над горизонтом, чем при нахождении высоко в небе.
676@Иллюзия Тяжести А.&Nbsp;Шарпантье@Иллюзия тяжести А. Шарпантье - искажение восприятия - весовых признаков предметов, обусловленное прошлым опытом: если поднимать два одинаковых по весу, но различных по объему предмета, то меньший воспринимается как более тяжелый.
677@Ильенков Эвальд Васильевич@Ильенков Эвальд Васильевич (18.02.1924, Смоленск - 21.03.1979) - отечественный психолог. После окончания московской школы в 1941 г. поступил на философский факультет МИФЛИ, после прохождения обучения в артиллерийском училище ушел на фронт
678@Имажинативная Психотерапия@Имажинативная психотерапия (от лат imagо - образ, подобие и греч. psyche - душа + theraрeia - лечение) - класс методов психотерапии. Основана на приемах погружения в разные слои психического за счет целенаправленного вызывания образов воображения и дальнейшей работы с обнаруженными таким образом внутренними конфликтами. В отличие от классической психотерапии, главными здесь выступают отношения не пациент - терапевт, а пациент - его образы. Наиболее известны методы, разработанные Лейнером (психотерапия кататимного переживания образов - ), Epstein, Desoille.
679@Имплицитная Теория Личности@Имплицитная теория личности (от англ imрlicit - невыраженный и греч. theoria - исследование) - представления о структуре и механизмах функционирования личности, своей или другого человека, которые были сформированы не в научном исследовании, а в повседневной жизни, авторы - Дж. Брунер - и Р. Тагиури (1954 г.). Предметом имплицитной теории может выступать не только личность, но и другие индивидуальные процессы (память, интеллект и пр.). Основана на интуиции (на общем ощущении или представлении), не имеет строгой понятийной формализации. Вместе с тем, в экспериментах показано, что в среднем имплицитная теория бывает достаточно адекватной, соответствующей тем свойствам человека, которые фиксируются в научном исследовании.
680@Импрессивная Речь@Импрессивная речь (от лат impressio - впечатление) - понимание - устной или письменной речи. При нарушениях деятельности анализаторов - импрессивная речь изменяется. В частности, устная импрессивная речь глухих может быть основана на зрительном восприятии - , когда произносимые слова распознаются по движениям губ, а письменная импрессивная речь слепых основана на тактильном - восприятии рельефных знаков.
681@Импринтинг@Импринтинг - понятие, введенное К. Лоренцом - , обозначающее раннее запечатление у животных - . Сразу после рождения в первые часы и дни жизни животные способны запоминать подвижные предметы, которые находятся в непосредственной близости от них, и переносить на них свои инстинктивные реакции - , связанные прежде всего с ориентировкой на родителей.
682@Импульсивность@Импульсивность - черта характера, выражающаяся в склонности действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний. Как возрастная особенность импульсивность проявляется преимущес
683@Ингруппа@Ингруппа - группа, к которой индивид относит самого себя, с которой он себя идентифицирует. Противоположна аутгруппе. Автор Г. Тэджфел - . Литература. Tajfel H. Intergroup behavior, social comparison and social change. Katx - Newcomb lectures. Ann - Arbor, 1974.
684@Ингрупповой Фаворитизм@Ингрупповой фаворитизм (от греч. favor - благосклонность) - стратегия межгруппового поведения, основанная на тенденции благоприятствовать своей группе (ингруппе - ) в ущерб другой (аутгруппе). Показано, что эта стратегия может не проявляться, если существуют более общие (надгрупповые) цели и ценности, при явности используемых критериев оценки и др. Противоположен аутгруппому фаворитизму - . Автор Г. Тэджфел - . Синоним - внутригрупповой фаворитизм. Литература. Tajfel H. Intergroup behavior, social comparison and social change. Katx - Newcomb lectures. Ann - Arbor, 1974; Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
685@Индивидуальная Психология@Индивидуальная психология - направление глубинной психологии, основанное А. Адлером - . В названии этого направления, производного от латинского "individuum", что означает неделимый, выражается его кредо -
686@Индивидуальная Терапия@Индивидуальная терапия (от лат. individuum - неделимое и theraрeia - лечение) - форма психотерапии - , разработанная в рамках индивидуальной психологии - , автор А. Адлер - всегда, когда возникает причина, возникает и феномен (следствие); - всегда, когда есть феномен (следствие), ему предшествует причина; - если варьирует причина, варьирует и феномен; - если причина имеет дополнительные свойства, то и феномен приобретает дополнительные свойства.
696@Индуцированные Цвета@Индуцированные цвета - цвета, которые можно получить за счет вращения со скоростью 5 - 6 оборотов/с. диска Бэнхема, состоящего из белой и черной половин, и на белой половине которого нанесены концентрические черные дуги. Цвет, который воспринимается наблюдателем, зависит от расположения дуг относительно центра круга.
697@Индуцированный Психоз@Индуцированный психоз (от лат. inducere - вводить и греч. psyche - душа) - форма психоза - . Изначально непроизвольное и навязанное воспроизведение индивидом тех сверхценных идей, которые владеют другим человеком, с к
698@Инертность@Инертность (от лат. inertia - неподвижность, бездеятельность) - понятие, используемое в психофизиологии для обозначения низкой подвижности нервной системы. Характеризуется трудностями в переключении условных раздражителей с положительного модуса на тормозной, и наоборот. При патологических нарушениях, например при поражении лобных долей, инертность может выражаться в виде персеверации - .
699@Инженерная Психология@Инженерная психология - раздел психологии, в котором изучается взаимодействие человека и технических устройств. Основными задачами инженерной психологии являются исследования процессов приема, переработки и хранения информации человеком, которые осуществляются при проектировании технических устройств и управлении ими. Работа в инженерной психологии ведется по следующим направлениям: 1. Изучение структуры операторской деятельности - , ее психофизиологических и психологических аспектов; 2. Инженерно - психологическое проектирование; 3. Психологическое обеспечение научной организации труда - ; 4. Профессиональный отбор - , подбор, обучение и расстановка кадров.
700@Инкубация@Инкубация (от лат. incubatiо - высиживание яиц) - третья стадия творческого процесса, автор - Г. Уоллес (1926 г.). Уоллес выделял четыре стадии творческого процесса: подготовку, созревание (инкубацию), озарение и проверку. На стадии инкубации индивид на некоторое время откладывает решение проблемы и переключается на другую деятельность. Считается, что на этой стадии проблема обрабатывается в "фоновом режиме", в области бессознательного (сновидения, ассоциации и пр.).
701@Иностранная Психология@Научный журнал, издаваемый Институтом психологии Российской академии наук с 1993 г. в Москве. Периодичность: 2 номера в год. Главный редактор: Т.Н. Ушакова. Журнал ставит своей целью знакомство отечественной читательской аудитории как с фундаментальными, так и с практическими разработками в области психологии и смежных наук за рубежом. Статьи, прежде всего переводные, организованы по рубрикам: тематическое ядро, объединяющее ряд статей по какой - либо одной проблеме, специальные области психологии, методики, психологические центры, обзоры и информация.
702@Инсайт@Инсайт (от англ. insight - проницательность, проникновение в суть) - понятие, введенное в гештальтпсихологию - в 1925 г. В. Келером - . Обозначает внезапное усмотрение сути проблемной ситуации. В опытах Келера с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия - и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению. В дальнейшем это понятие использовалось К. Дункером - и М. Вертгеймером - в качестве характеристики человеческого мышления - , при котором решение достигается путем мысленного постижения целого, а не в результате анализа.
703@Инстинкты Животных@Инстинкты животных (от лат. instinctus - побуждение) - генетически запрограммированные формы поведения - животных, связанные прежде всего с пищевой, защитной, репродуктивной сферами, характерные для данного вида. Обладают достаточным постоянством и независимостью от локальных изменений окружающей среды. В структуру инстинктивного поведения входят хорошо скоординированные движения - , выразительные позы - , психофизиологические реакции, воспроизводящиеся в строгой последовательности. В инстинктивном поведении выделяют подготовительную, или поисковую фазу, которая достаточно вариативна, и завершающую, более постоянную.
704@Инструментальная Агрессия@Инструментальная агрессия - агрессивное - поведение, в котором агрессивные действия не являются выражением эмоциональных состояний, а служат каким - то позитивным целям.
705@Инструментальное Осязание@Инструментальное осязание - процесс формирования осязательного образа предмета с помощью вспомогательных орудий, когда тактильные - сигналы, обусловлены соприкосновением руки с орудием.
706@Инструментальные И Терминальные Ценности@Инструментальные и терминальные ценности - модель ценностных ориентаций. Автор - М. Рокич. В основе этой модели лежит предположение, что ценности могут трансформироваться под влиянием воспитания и культуры. Выделяется
707@Интегративная Психология@Интегративная психология (от лат. integer - целый и греч. psyche - душа + logos - учение) - направление в немецкой характерологии - , автор - Э. Йенш - . Выделение характерологических типов было основано на выраженности и особенностях образных (эйдетических) представлений. Это было зафиксировано в типологии эйдетических представлений - .
708@Интеллект@Интеллект (от лат. intellectus - понимание, познание) - способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок ин
709@Интеллектуализация@Интеллектуализация - форма психологической защиты. Характеризуется неосознанным стремлением контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации.
710@Интеллектуальные Операции@Интеллектуальные операции - термин, предложенный Ж. Пиаже - для обозначения действий - , перешедших во внутренний план и ставших обратимыми благодаря координации - с другими умственн
711@Интеллектуальные Персеверации@Интеллектуальные персеверации - навязчивое воспроизведение - одних и тех же, часто неадекватных интеллектуальных операций - , которое возникает при поражении коры лобных долей мозга (чаще левого полушария), когда нарушается контроль за интеллектуальной деятельностью - . Чаще всего появляются в виде серийных интеллектуальных действий - (арифметический счет, установление аналогий, классификация).
712@Интенсивность Ощущения@Интенсивность ощущения - субъективная выраженность ощущения, связанного с каким - либо раздражителем. Связь интенсивности ощущения с физической интенсивностью раздражителя имеет достаточно сложный вид. Были предложны различные модели, в которых описывается вид этой связи. В законе Г. Фехнера - эта зависимость представлена в виде логарифмической кривой. В законе С. Стивенса она имеет вид степенной зависимости. Существенное влияние на характер связи ощущения с раздражителем имеет функциональное состояние анализатора - .
713@Интенция@Интенция (от лат. intentio - внимание, стремление) - направленность сознания на тот или иной предмет.
714@Интерактивная Психотерапия@Интерактивная психотерапия (от англ. interactive - взаимодействующие друг с другом) - метод глубинной психотерапии, условием которого является достижение его участников измененных состояниях сознания. Весь процесс состоит из предварительного о
715@Интеракционизм@Интеракционизм (от англ. interaction - взаимодействие) - психологическое направление. Характеризуется акцентом на межличностные коммуникации. Личность рассматривается здесь как структура, образованная социальными установками - и ролями, в которой очень важную роль играет контроль за поведением в аспекте соответствия социальным нормам. Основой общения признается способность индивида встать на позицию другого человека или группы и с этой позиции оценить свои собственные действия.
716@Интервальная Шкала@Интервальная шкала - метрическая шкала, отображающая помимо отношений наименований и порядка еще и отношение расстояний между парами объектов. Для такой шкалы возможно любое положительное линейное преобразование. По интервальной шкале происходит измерение физической температуры (шкалы Цельсия, Фаренгейта), а также различных субъективных феноменов по методу парного сравнения.
717@Интерес@Интерес - эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности - и характеризующееся побудительностью этой деятельности.
718@Интерорецепторы@Интерорецепторы (от лат. interior - внутренний и receptor - принимающий) - окончания центростремительных нервов, находящиеся во внутренних органах или тканях организма и служащие для индикации постоянства внутренней среды организма. Интерорецепторы находятся в сосудах, тканях, во внутренних органах, в скелетных мышцах, сухожилиях и связках. По функциям, которые выполняют интерорецепторы, выделяют механорецепторы, или барорецепторы, которые реагируют на растяжение и деформацию тканей; хеморецепторы, которые реагируют на изменения химизма; терморецепторы, которые реагируют на изменения температуры; осморецепторы, которые реагируют на изменения осмотического давления; ноцирецепторы, которые реагируют на болевые воздействия на внутренние органы.
719@Интерференция@Интерференция (от лат. inter - взаимно, между собой и ferio - ударяю, поражаю) - взаимоподавление одновременно осуществляющихся процессов, прежде всего относящихся к познавательной сфере, обусловленное ограниченным объемом распределяемого внимания - .
720@Интерференция Навыков@Интерференция навыков - перенос - уже выработанных частных навыков на вновь формируемое действие - , приводящий к затруднениям выполнения нового навыка.
721@Интроверсия По Айзенку@Интроверсия по Айзенку (от лат. intrо - внутри) - личностная переменная в иерархической модели личности Х. Айзенка - . Характеризуется рядом признаков. Среди них - настойчивость, ригидность, субъективизм, скромность, раздражительность. Интроверт застенчив, интроспективен, не следует внезапным побуждениям, любит порядок, на него можно положиться, холоден. Ориентирован на представления.
722@Интроверсия По Юнгу@Интроверсия по К.Г. Юнгу - (от лат. intrо - внутри) - личностная ориентация. Интроверт характеризуется как сознающий, думающий и судящий индивид.
723@Интроекция@Интроекция (от лат. intrо - внутри) - психоаналитическое понятие, автор - Ш. Ференци - . Включение - через идентификацию - - в структуру Я элементов внешнего мира для перенесения на них эмоциональных переживаний. Литература. Ferenczi S. Introjektion und Ubertragung // Jahrbuch fur Psychoanalyse und psychopath. Forsch. 1, 1910, p. 422 - 457, в рус.пер. Интроекция и перенесение. Одесса, 1925.
724@Интроспективная Психология@Интроспективная психология - ряд психологических направлений, имеющих свои истоком учения Р. Декарта - и Дж. Локка - , основанных на постулате о не опосредованности субъективного опыта индивида и не
725@Интроспекция@Интроспекция (от лат. introspecto - смотрю внутрь) - метод психологического анализа - . Заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р. Декарта - , который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка - , разделившего человеческий опыт на внутренний, касающихся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир. В качестве самостоятельных вариантов этого метода можно выделить интроспекцию аналитическую - , систематическую - и феноменологическое самонаблюдение - .
726@Интуиция@Интуиция (от лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) - отыскание, часто практически моментальное, решения задачи при недостаточности логических оснований.
727@Инфантилизм@Инфантилизм (от лат. infantilis - детский) - форма задержки - при прохождении стадий онтогенетического развития, при которой оказываются недоразвитыми как физические, так и психические функции. При этом сохраняется возможность полной компенсации психического развития в дальнейшем. Случаи инфантилизма могут быть обусловлены наследственными и внутриутробными факторами, инфекционными заболеваниями, перенесенными в раннем детстве, авитаминозом.
728@Инфляция@Инфляция (от лат. inflatio - вздутие) - состояние сознания, автор К.Г. Юнг - . "Затопление" сознания содержанием, берущим начало в коллективном бессознательном и связанным, прежде всего, с энергией либидо - . Если Я не в состоянии включить данные содержания в свою сознательную жизнь, то происходит нарушение рациональных установок Я и возможно "бегство в психоз", т.е. возвращение индивида в коллективное бессознательное. Рассматривается как ступень индивидуации - , которую необходимо пройти. Этот процесс является противоположным дефляции - .
729@Информационная Модель@Информационная модель - система сигналов, свидетельствующих о динамике объекта управления, условиях внешней среды и состоянии самой системы управления. В качестве информационной модели могут служить наглядные изображения (фото, кино, видео), знаки (текст, знаковое табло), графические модели (график, чертеж, блок - схема) и комбинированные изображения (мнемосхема, карта).
730@Информационное Поле Рабочего Места@Информационное поле рабочего места человека - оператора - субъективное пространство человека - оператора, в котором размещены ключевые источники поступающих сигналов о выполняемых в его деятельности - операциях - .
731@Информационный Подход@Информационный подход - методологическая установка, в соответствии с которой все психологические процессы рассматриваются как сложная система процессов переработки информации, которые могут осуществляться как последовательно, так и параллельно. На каждом этапе этих процессов информация претерпевает определенные видоизменения, происходит ее кодирование, выделение признаков, фильтрация, распознавание, осмысливание, выработка решения, формирование ответного действия - . В результате применения подобного подхода происходит построение модели исследуемого психического процесса, которая составлена из гипотетических блоков, соединенных последовательно или параллельно и реализующих определенные функции.
732@Информационный Поиск@Информационный поиск - распознавание оператором поступающей информации в аспекте решения им задач управления или контроля. В структуре информационного поиска можно выделить ряд действий - , в частности, ненаправленный, сканирующий поиск и поиск по заданному эталону, отслеживание изменений в информационной среде, определение приоритетов действий.
733@Ипохондрический Синдром@Ипохондрический синдром - психопатологический синдром - . Характеризуется чрезмерными необоснованными опасениями за свое здоровье. Возникает при неврозах - , реактивных состояниях, предстарческом и старческом психозах.
734@Исполнительное Действие@Исполнительное действие - сформированный навык, имеющий заданные точность и скорость, в структуре которого используется определенный набор трудовых операций - и соответствующих орудий труда (инструмент, индикаторы контроля, органы управления).
735@Исправительная Психология@Исправительная психология - отрасль юридической психологии, изучающая особенности психической деятельности - в условиях применения уголовного наказания и перевоспитывающих мероприятий.
736@Истерический Невроз@Истерический невроз - форма невроза - , который характеризуется наличием различной клинической симптоматики - , часто проявляющейся в виде судорожных припадков, астазии - - абазии - , истерической глухоты, слепоты, мутизма и вегетативно - висцеральных расстройств. При этом наиболее характерным является такая особенность переживаний, как их небольшая глубина, демонстративность и ситуативная обусловленность. Для истеричных детей наиболее характерно возникновение энуреза, заикания - , анорексии.
737@Истерия@Истерия - патохарактерологическое нарушение, связанное с чрезмерной склонностью к внушению и самовнушению, а также слабостью сознательного контроля за поведением - . При истерии наблюдается явно демонстративное поведение: при слабой интенсивности переживаний их внешнее выражение имеет чрезмерное утрирование (крики, плач, обмороки), что ориентировано на привлечение к себе внимания других людей.
738@История Инженерной Психологии@История инженерной психологии - как целостное направление инженерная психология формировалась во время второй мировой войны. У ее истоков стояли американские и английские психологи (А. Чапанис, Мак - Фердан, У. Гарнер, Д. Бродбент).
739@Йенш Эрик@Йенш (Jaensch) Эрик (1883 - 1940) - немецкий психолог. Возглавлял Марбургскую психологическую школу. Специалист по изучению эйдетизма. В структуре сознания выделял три уровня: последовательных образов, эйдетических образов и образов - представлений. Соавтор типологии эйдетических представлений - . Литература. Jaensch E.R. Die Eidetik und die typologische Forschungsmethode, 1925; Jaensch E.R. Zur Eidetik und Integrationtypologie, 1941.
740@Йеркс (Yerkes) Роберт@Йеркс (Yerkes) Роберт (26.05.1876, Пеннсильвания - 1956) - американский психолог. Специалист в области поведения животных, в частности приматов.
741@Йост (Jost) Адольф@Йост (Jost) Адольф (1870 - 1920) - немецкий психолог, специалист в области экспериментальной психологии. Работал в Геттингене.
742@Кoнтраст Яркостный@Кoнтраст яркостный - соотношение яркости зрительных стимулов, находящихся в одном поле восприятия - , при решении задачи на различение. Минимальной величиной яркостного контраста для одновременно воспринимаемых объектов является 1 - 2%, для последовательно воспринимаемых - не менее 4%. При решении практических задач, связанных с распознаванием стимулов, величина контраста должна быть от 65 до 85%.
743@Ка–Цет Синдром@Ка - цет синдром - термин, обозначающий клиническое состояние, вызванное экстремальными условиями концентрационного лагеря (потеря семьи, лишение свободы и привычного профессионального занятия, жесткая регламентированность поведения - , конфликтное общение - и пр.). Первые явные признаки этого состояния могут проявиться лишь спустя несколько лет после освобождения из лагеря и сохраняться на протяжении десятилетий. Данное состояние характеризуется чрезмерным возбуждением, сверх тщательностью, в эмоциональной сфере доминируют эмоции - страха, печали и стыда, сны носят угрожающий и навязчиво повторяющийся характер, возникают нарушениям в семейной и профессиональной жизни, появляется готовность к самоубийству (Ohm A. Personlichkeitswandel unter Freicheitsentzug, B., 1964).
744@Кабанис Пьер Жан@Кабанис (Cabanis) Пьер Жан (5.06.1757, Конак, Коррез - 5.05.1808, Рюэй) - французский философ - материалист и врач. Ученик Кондильяка - . Участвовал в политическом перевороте 18 брюмера. По его представлениям, мысль вырабатывается мозгом так же, как секрет печенью или поджелудочной железой. Сочинения. Отношения между физическою и нравственною природою человека. Т. 1 - 2, СПб., 1865 - 66.
745@Каган Джером@Каган (Kagan) Джером (род. 25.02.1929) - американский психолог. С 1963 г. - руководитель отделения психологии развития Американской психологической ассоциации. С 1964 г. - профессор психологии Гарвардского университета. Специалист по проблемам психологии развития, мышления, психологической диагностике детей. Сочинения. Birth tо Maturity. 1962 (with H. Mоss); Develорment and Рersоnality. 1963 (with Р.H. Mussen, J. Cоnger); Psychological Develорment: A Life Sрan Aррrоach. N.Y., 1979 (with Р.H. Mussen, J. Cоnger, J. Geiwitz).
746@Кажущееся Движение@Кажущееся движение - иллюзия - , которая характеризуется субъективным восприятием - движения - при последовательном предъявлении неподвижных стимулов, находящихся в разных точках пространства. Может возникать как в зрительной системе, так и в слуховой или тактильной - . На основе использования этой иллюзии был создан кинематограф.
747@Кандаулезизм@Кандаулезизм - вид полового извращения, при котором мужчина получает половое наслаждение при демонстрации другим обнаженной партнерши или ее фотографий. Достаточно распространенный мотив - в художественном творчестве. Получил название по имени лидийского царя Кандаулеза, который показывал другу свою спящую жену.
748@Кандинский Виктор Хрисанфович@Кандинский Виктор Хрисанфович (1849 - 1889) - русский психиатр. Дал определение психопатии - . Впервые описал псевдогаллюцинации - как особый вид патологии восприятия - .
749@Канцерофобия@Канцерофобия - страх раковой болезни.
750@Капризы Детей@Капризы детей - стремление детей, прежде всего дошкольного и младшего школьного возраста, делать что - то вопреки предписаниям взрослых. Часто сопровождается плачем или криком. Благоприятными условиями для возникновения капризов являются переутомление детей, слабость нервной системы, повышенная эмоциональная возбудимость. Капризы могут возникнуть в ответ на слишком потакающие действия - взрослых, на их противоречивые требованиях, на чрезмерно строгие меры, которые применяются. Также капризы могут свидетельствовать о фрустрации потребностей - ребенка (в любви, внимании, автономии) или об эмоциональной травме.
751@Карус (Carus) Карл Густав@Карус (Carus) Карл Густав (3.1.1789, Лейпциг - 28.7.1869, Дрезден) - немецкий врач, философ, психолог и художник. Унаследовал здравый смысл отца и склонность к поэзии матери, до 15 лет посещал школу Томаса, затем - Лейпцигский университе
752@Катарсис@Катарсис (от греч. catharsis - очищение) - сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. Термин был привнесен в психологию и психоанализ из античной трагедии.
753@Катартический Метод@Катартический метод (от греч. katharein - очищение) - форма психотерапии - , впервые открыта Ж. Брейером - в 1880 г. на материале работы с его пациенткой Анной О. и опубликован в 1895 г. в статье, написанной вместе с З. Фрейдом - . Заключается в том, что истерические симптомы прослеживаются в биографии пациента. Вначале это происходило в гипнозе, позднее за счет использования метода свободных ассоциаций - . При этом травматические переживания снова актуализируются и благодаря отреагированию - соответствующего аффекта происходит катарсис - собственно душевное очищение. Этот метод стоит в основе психоанализа. Литература. Breuer J., Frued S. Studien uber Histerie. Wien: Deuticke, 1907.
754@Кататимия@Кататимия (от греч. kata - вниз + thymos - чувство) - резкое изменение душевного содержания под действием аффектов, автор Г.В. Майер - (1912 г.). Восприятие, воспоминания или процесс мышления могут искажать
755@Кататонический Синдром@Кататонический синдром - психопатологический синдром - . Характеризуется возникновением состояния общего возбуждения (двигательное беспокойство, нелепые поступки - , бессвязная речь - ) и следующего за ним ступора ("оцепенение", "восковая гибкость").
756@Категориальность Восприятия@Категориальность восприятия - способность к выделению в перцептивном пространстве определенных областей, имеющих более или менее очерченные и устойчивые границы. При этом четкость данных границ тесно связана с перцептивными задачами, решаемыми индивидом.
757@Катексис@Катексис - психоаналитическое понятие, обозначающее направленность психической энергии (либидо - ) на объект и фиксацию на нем. В качестве объекта может выступать реальный предмет, идея, форма поведения.
758@Катц Давид@Катц (Katz) Давид (1884 - 1953) - западноевропейский психолог. Работал вместе с Э. Рубиным - под руководством Э. Гуссерля. Специалист в области теории психологии, сравнительной, генетической, социальной психологии. Занимался проблемами тактильного восприятия. Близко подойдя к гештальтпсихологии - , считал, однако, что психология личности не может быть адекватно описана при обращении к понятию гештальта - .
759@Каузальная Атрибуция@Каузальная атрибуция (от лат. causa - причина и attribuo - наделяю) - феномен социального взаимодействия, автор - Ф. Хайдер. Интерпретация индивидом причин поведения других людей. Под действием мотивационных факторов существенно отклоняется от логически обоснованных форм. В исследованиях выявлены отдельные закономерности каузальной атрибуции, в частности следующая: если неудачи приписываются внешним событиям, а удачи - внутренним, то это оказывает мотивирующее влияние на деятельность.
760@Каузально–Динамический Анализ@Каузально - динамический анализ - методологическая стратегия, разработанная Л.С. Выготским - . Предназначен для выделения "единицы" психического: в отличие от обычного анализа - , разлагаю
761@Кафка (Kafka) Густав@Кафка (Kafka) Густав (23.7.1883, Вена - 12.2.1953, Вейцхохгейм близ Вюрцбурга) - австрийский философ и психолог. Детство провел в г. Брюнне, ныне Боно, в семье приемных родителей, после года службы свободноопределяющимся приступил в 1902&
762@Качества Эренфельса@Качества Х. Эренфельса - (1890 г.) - феномены восприятия - . Ряд гештальт - качеств - : - качество "сверхсуммативности" (в целостном предметном восприятии есть признаки, которые отсутствуют в восприятии частей); - качество "транспозитивности" (образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это - разные тональности одной и той же мелодии, и может теряться, даже если все элементы сохраняются, например, воспроизведение нот мелодии с конца фразы). Литература. Ehrenfels Ch. Uber Gestaltqualitaten // Vierteljahrschrift fur wissenschaftliche Philosophie. 1890, 14, p. 249 - 292.
763@Кёлер (Kohler) Вольфганг@Кёлер (Kohler) Вольфганг (21.01.1887 - 11.06.1967) - немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии - . В 1910 - х гг., проводил исследования на экспериментальной станции на о. Тенерифе (Канарские о
764@Келли (Kelly) Джордж Александер@Келли (Kelly) Джордж Александер (1905 - 1966) - американский психолог, автор теории личностных конструктов. В рамках этой теории, каждый человек рассматривается как некий исследователь, который строит образ - окружающего мира при помощи определенных категориальных шкал, или "личностных конструкторов", свойственных именно ему. На основе этого образа мира происходит выдвижение гипотез о событиях, планирование и реализация тех или иных действий - . Для изучения этих конструктов был разработан метод "репертуарных решеток".
765@Келли Гарольд@Келли (Kelley) Гарольд (род. 1921 Бойсе, Айдахо, США) - американский социальный психолог. В 1948 г. защитил докторскую диссертацию по философии в Массачусетском технологическом институте. С 1961 г. - профессор Калифорнийского универс
766@Кеннон Уолтер Бредфорд@Кеннон (Cannоn) Уолтер Бредфорд (1871, Прейриду - Чейн, Висконсин, США - 1945, Франклин, Нью - Гампшир, США) - американский физиолог и психофизиолог. Окончил Гарвардский университет (доктор медицины, 1900), где в дальнейшем работал в к
767@Кесарево Безумие@Кесарево безумие (от лат. Caesar - титул императоров) - форма психоза - . Понятие использовалось Тацитом в его "Истории" по отношению к Калигуле и Нерону. Проявляется прежде всего в патологической жестокости. Возникновение обусловлено вседозволенностью и произволом нераздельной власти.
768@Кеттел (Cattell) Реймонд Бернард@Кеттел (Cattell) Реймонд Бернард (род. 1905, Стаффордшир, Англия) - англо - американский психолог. Получил естественнонаучное образование в Королевском колледже Лондонского университета. В 1929 г. защитил докторскую диссертацию по философии. С 1932 г. по 1937 г. - директор психологической клиники. С 1937 г. работал в США. С 1947 г. директор лаборатории личности и группового анализа в университете Иллинойса. В 1973 г. основал Институт по исследованию основ морали и самореализации в Боулдере, штат Колорадо. Разработал структурную теорию черт личности.
769@Кеттел Джеймс Маккин@Кеттел Джеймс Маккин (25.05.1860 - 20.01.1944) - американский психолог, один из основателей психологичес
Поделитесь с друзьями:
Вы можете поставить ссылку на это слово:
будет выглядеть так: Задача Майера
будет выглядеть так: Что такое Задача Майера
|
|