Борис Михайлович (1870-1906), рус. правосл. историк. Род. в Петербурге в семье секретаря ун-та. Окончил С.-Петерб. ун-т (1892), затем поступил вольнослушателем в СПб.ДА, где его учителями были *Глубоковский и *Болотов. С 1902 М. состоял проф. церк. истории в С.-Петерб. ун-те. Это был человек богатых и разносторонних дарований; круг его интересов включал философию, историю, литературу (им была даже написана научно-фантастич. повесть). Итогом его непродолжительной, но плодотворной деятельности явился посмертно изданный труд: "Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви" (СПб., 1910-13, вып.1-3). В нем автор вводит читателей в свою творческую лабораторию, обсуждая спорные проблемы и давая оценку работам своих предшественников.
Начальные главы книги посвящены библ. тематике. М. подвергает критике гипотезы *тюбингенской школы, *религ.-историч. школы и др. *школ. Вопреки теориям, преувеличивавшим эллинизацию раннего христианства, М. считал, что сохранение *хилиазма в первые века Церкви доказывает влияние первообщины на дальнейшее развитие церк. учения (истоки самого хилиазма М. видел в апокалиптике *междузаветного периода). В ряде статей по вопросам НЗ М. дал обобщение наиболее надежных выводов *исагогики. По его словам, "евангельская история - один из редких в науке примеров, когда историко-критическое изучение упорно не идет навстречу скептическим предположениям и взглядам".
Новооткрытые lТgia Ihsoа как историч. источник, ЖМНП, 1897, ( 12; Вопрос о древности канонич. Евангелий, там же, 1898, ( 9-10; Христианство, ЭСБЕ, т.37а; Христос, там же; Еврейство в эпоху Христа и Евангельская проповедь, "Странник", 1909, ( 6; Апостольский век, там же, 1909, ( 7; История вероучения до арианства, там же, 1910, ( 6; Из посмертных бумаг и записной тетради Б.М., СПб., 1911.
В е р х о в с к о й П., Б.М.М., "Византийский временник", 1906, т.13, ( 12; К а р м а н о в Е.А., Памяти церк. историка проф. Б.М.М., ЖМП, 1961, ( 12; ЦВ, 1906, ( 37.