(Gelin) Альбер, свящ. (1902-60), франц. католич. экзегет. Принял сан в 1926 и через два года получил степень д-ра богословия. В 1931-39 преподавал Свящ. Писание в духовной семинарии Лиона и на богословском ф-те Лионского ун-та, а также в *Папском библейском ин-те. После войны стал активным участником библ. движения, возродившего интерес католиков к Свящ. Писанию. Ж. вел внеучебные курсы по ВЗ для священников и студентов, пользовался большим авторитетом среди своих слушателей. Принимая идеи *новой исагогики, он избегал крайностей *гиперкритицизма. "Этот человек, - пишет о Ж. один из его почитателей, - излучавший духовный динамизм всей своей жизнью, мыслью и работами, обладал вполне естественной притягательной силой своей священнической личности".
Ж. участвовал в подготовке *Иерусалимской Библии (1 Езд - Неем, Иер, Агг, Зах, Мал) и комментированной Библии, выходившей под ред. Л. Пиро и А. Кламера ("La Sainte Bible", v.1-12, P., 1935-61 - Ис Нав, Откр). Для исагогич. курса, вышедшего под ред. *Робера и *Фейе, Ж. написал обширный раздел о *Великих и *Малых Пророках. Ж. принадлежит исследование о прор. Иеремии, написанное в расчете на широкий круг читателей ("Introduction ... la Bible", P., 1957, v.1). По словам Ж., "значение Иеремии заключается в том, что он был свидетелем скорбного периода свящ. истории. Этот человек глубоко пережил драму своего народа в 7 и 6 вв., он возвестил падение царства, но отнюдь не считал эту катастрофу его концом; он провозгласил, что судьба Израиля отныне находится в плоскости духовного измерения, которому предстояло составить его истинное величие".
Другая известная работа Ж. - "Бедняки Яхве" ("Les Рauvres de Yahve", P., 19563). В ней прослеживается история "церкви бедных", древних "нестяжателей" Израиля (см. ст. Анавим) от времен пророков до евангельской эпохи. По мнению Ж., идеи "бедняков Господних" отразились и в "Песни Богородицы" (Лк 2), и в проповеди Иисуса Христа. Сжатое, но предельно насыщенное изложение богословия ВЗ дано Ж. в книге "Основные идеи ВЗ" ("Les Idees ma?tresses de lAncien Testament", P., 19596). В ней рассматриваются проблемы Божеств. Откровения, отношения между Творцом и ветхозав. Церковью (Обетование, Завет, Царство, спасение-искупление, мессианство и, наконец, проблема личного спасения в ВЗ). В книге подчеркивается глубокая связь двух Заветов, к-рая выразилась в единстве тем призвания, веры, испытания, остатка, Церкви и Земли Обетованной (переосмысленной как Царство Божье).
Probl-mes de lAncien Testament, Lyon, 1952; LAme dIsraёl dans le Livre, P., 1958; Hommes et femmes de la Bible, P., 1962.
A la rencontre de Dieu: Memorial Albert Gelin, P., 1961.