(ок. 313-ок.398), егип. богослов и экзегет. В детстве лишившись зрения, он, однако, сумел получить обширное образование и был назначен главой александрийской катехизич. школы. Д. во многом следовал за *Оригеном, к-рого ставил очень высоко, хотя и корректировал его взгляды в духе православия. У Д. было много учеников среди иноков Египта, слушал его и блж.*Иероним. В период борьбы с арианством Д. проявил себя как убежденный сторонник свт.*Афанасия Великого. Только после кончины Д. нек-рые его теологумены подверглись критике и были осуждены на V Вселенском Соборе.
От экзегетич. творений Д. сохранились комментарии на Кн.Бытия (Didyme dAlexandrie, Sur la Gen-se. Texte inedit dapr-s un papyrus de Toura, Introd. et notes P.Nautin, L.Doutreleau, P., 1976-78), и на Кн.Захарии. (Didymus sur Zacharia. Texte inedit dapr-s un papirus de Toura. Introd., texte critique, trad. et notes de L.Doutreleau, P., 1962), остальное имеется лишь в виде фрагментов. Но есть свидетельства, что он написал толкование на все Свящ. Писание. Блж. Иероним руководствовался им в своих библ. трудах. Д., по словам прот. Г.Флоровского, "мыслил библейскими образами и оборотами. Его система есть прежде всего система библейских истин. Библия для него - Божественная и духовная книга, "Богом помазанная" книга. И потому Ветхий и Новый Завет различаются только как аспекты, только "в примышлении". Ветхий Завет есть временная скиния, тень истины, приготовление к евангельской полноте. Говорившие в тенях, однако, не не ведали истины, которой они были символом, - в частности, это относится к Псалмопевцу, к пророку Исайе. Этим определяется метод Дидима, всегда аллегорический". Впрочем, он не пренебрегал и буквальным смыслом Писания и признавал необходимость критич. работы над свящ. текстом.
M i g n e. PG, t.39; L e i p o l d t J., Didymus der Blinde von Alexandria, Lpz., 1905; SC, t.83-5, 233-44; в рус. пер.: Пер. кн. Дидима о Св. Духе, в кн.: Блж. Иероним Стридонский, Творения, К., 1879, ч.5.
Д м и т р и е в с к и й В.Н., Александрийская школа, Каз., 1884; архим.К и п р и а н (Керн), Золотой век святоотеч. письменности, Париж, 1967; прот.Ф л о р о в с к и й Г., Восточные Отцы IV в., Париж, 1931; B a r d y G., Didyme lAveugle, P., 1910; B i e n e r t W., "Allegoria" und "Anagoge" bei Didymos dem Blinden, B.-N.Y., 1972.