Принадлежит к числу *неканонич. книг ВЗ. Написана от лица Варуха (евр. Бар(х), сына Нирии, ученика прор. Иеремии. Разделяется на 5 глав. В Библии В.п.К. помещена после Кн.Плач и Послания Иеремии. Сохранилась лишь в переводе на греч. яз. Еп. *Антонин (Грановский) пытался доказать существование евр. оригинала и даже дал его гипотетич. реконструкцию. Но в наст. время большинство библеистов считает, что на евр. (или на арам.) языке могли быть написаны лишь отд. части книги. В *Вульгате В.п.К. составляет одно целое с Посл. Иеремии.
Содержание. В.п.К. содержит ряд молитв и размышлений иудеев-изгнанников, живших на чужбине. Книга распадается на 4 части: 1) историч. вступление (1:1-14); 2) покаянная молитва (1:15 - 3:8); 3) прославление истинной мудрости (3:9 - 4:4); 4) утешительное обетование народу Божьему (4:5 - 5:9). 1-2-я части - прозаические, 3-4-я части написаны в духе пророч. гимна.
Духовный смысл. В.п.К. есть свидетельство покаяния и надежды. Ветхозав. Церковь в годину бедствия призывается к осознанию своих грехов. Сетования книги лишены оттенка ропота. Все совершающееся в конечном счете подвластно Богу, а Он - источник правды и милосердия. Человек не может постигнуть всех тайн Провидения: нужно лишь с верой признать, что "у Господа Бога нашего - правда" (1:15). В Нем - "источник премудрости" (3:12), к-рую не могут познать "князья народов", могучие, разумные, богатые, "владевшие зверями земными". Человеческая мудрость - ничто, если она не устремлена к Премудрости Господа. Все, гордившиеся своей силой и мудростью, "исчезли и сошли в ад" - преисподнюю (3:19).
Варух именует Бога "Вечным". Такого слова в роли существительного евр. язык не имеет. Еп. Антонин считал, что в оригинале ему соответствовали слова *Элохим и *Эль, хотя и указывал на мнение тех, кто отдает предпочтение имени Яхве (см. ст. Имена Божьи). В любом случае автор или переводчик хотели подчеркнуть высшую власть Господа, Который бесконечно превосходит все преходящее и тленное. Он непостижим, но открыл Себя и "явился на земле" (3:38), т. е. возвестил Свою волю через пророков и Закон. Закон есть "книга заповедей Божиих"; они "пребывают вовек" (4:1). Нарушившим Закон некого винить, кроме самих себя. Они знали Бога,
Который посылает свет, и он идет, призвал его, и он послушался Его с трепетом; и звезды воссияли на стражах своих и возвеселились... Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. (3:33 сл.)
Но если вина перед Небом ввергает непокорных в пучину бед, Сам же Господь и избавляет их после покаяния.
Ибо Тот, который навел на вас сии бедствия, наведет на вас вечное веселье со спасением. (4:29)
Учение Варуха во многом напоминает проповедь, к-рая звучит в полных надежды главах Кн. прор. Исайи (40-55). Мудрец учит о соотношении Божьей правды и неправды человеческой, утешая тех, кто поддавался отчаянию и унынию.
Автор и датировка книги. Вступление В.п.К. датирует ее эпохой Навуходоносора II (604-562 до н.э.). Именно тогда среди изгнанников-иудеев жил Варух, ученик прор. Иеремии, к-рый собирал писания своего учителя. Нет серьезных оснований отрицать принадлежность оригинала книги (или частей ее) самому Варуху. Автор обращается к людям, живущим в Плену. Он не знает еще учения о воскресении мертвых, к-рое появилось в ВЗ лишь после 4 в. до н.э. Однако упоминание "книги Закона" может отражать более позднюю эпоху время( Ездры) По словам *Розанова Н.П., авторство Варуха - "вопрос, еще не решенный окончательно" (ТБ, т. VI, с. 175). Во всяком случае, большинство библеистов считают, что первонач. текст был расширен и переработан ок. 3 в. до н.э.
Архим.А н т о н и н (Г р а н о в с к и й), Кн. прор. Варуха, СПб., 1902; [Е л е о н с к и й Н.], Следует ли считать Кн. прор. Варуха каноническою или ее должно отнести к разряду неканонических, ЧОЛДП, 1877, №3; [И к о н о м о с К.], О песне трех отроков и Кн. прор. Варуха, сокр. пер. с греч., ВЧ, 1847/1848, №45; С е с т р е н и е в и ч А., Кн. прор. Варуха, ЧОЛДП, 1889, №2; NCCS, р. 628-31.