Представление об "У.р.", включающей в себя все верования или составляющей их основное ядро, возникло в Индии и Греции. Филос. обоснование этой идеи впервые встречается в инд. поэме "Бхагават-Гите" (1-е тыс. до н.э.) и выражено в словах бога Кришны (VII, 21), а затем мы находим его в трактате Плутарха (ум. ок. 120 до н.э.) "Об Исиде и Осирисе" (К., 1996, 67). Элементы учения об "У.р." содержатся у *Филона, а также в учениях гностиков и манихеев.
В Новое время тезис об "У.р." развивали сторонники деизма и *рационализма (*Спиноза, *Лессинг, *Толанд и др.). В различных формах этот тезис принимался *масонством, *теософией, *неоведантизмом. Присутствует он и в ряде совр. "нетрадиционных" культов.
Свящ.Писание, признавая, что в нехрист. религиях есть искренний поиск "неведомого Бога" (Деян 17:22 сл.), отрицает идею синкретической "У.р.". *Откровение радикально п р о т и в о п о с т а в л я е т с я язычеству, а само учение Библии выступает как религия для всех народов (см. ст. Универсализм и партикуляризм в Библии). Святоотеч. мысль д о п о л н и л а это учение, рассматривая язычество как с т у п е н ь подготовки внебибл. мира к Евангелию (см. ст. Сравнит.-религ. изучение Библии).