личные имена, в состав к-рых входит то или иное имя Божье или имена языч. богов. Существует 4 категории Т.и.
1. Имена, включающие свящ. имя Божье (ЯХВЕ) в его сокращ. форме. В одних случаях оно ставится в начале личного имени (напр., Иоханан, син.пер. Иоанн - Милость Яхве; Иегошуа, син. пер. Иисус - Спасение Яхве), в других - оно завершает имя (Ирмиягу, син. пер. Иеремия - этимология не ясна, Ишайгу, син.пер. Исайя - Спасение Яхве).
2. Имена, включающие слово Эль, Бог, к-рое также может ставиться в начале или в конце (напр., Эли, син.пер. Илий, Бог мой; Эли-ягу, син.пер. Илия, Бог мой - Яхве; Габриэль, син.пер. Гавриил - Страж Божий).
3. Имена, включающие божеств. титулы "Царь" (Мелех), "Владыка" (Баал, Ваал), "Господин", "Господин мой" (Адон, Адони). Эти титулы в равной мере прилагались к Богу Израилеву и к языч. божествам (напр., Адониседек, Мелхиседек, Иероваал).
4. Имена, генетически связанные с именами богов, преимущ. ханаанских. Так, имя Ашер (син. пер. Ассир), вероятно, происходит от богини растительности Ашеры, Гадиэль (син.пер. Гаддиил) - от бога веселья Гада, Антотия (син.пер. Антофия) - от богини войны Анат, Мардохей и Эстер (син.пер. Есфирь) - от имен месопотамских богов Мардука и Иштар.
Изучение Т.и. помогает исследованию религ. жизни народа в различные периоды ветхозав. истории. В частн., смысловое значение Т.и. важно для понимания ветхозав. благочестия (напр., Даниил означает "Бог - мой Судья", Анания - "Милость Яхве").
Прот.Л е б е д е в В.Ф., Библ. собств. имена в их религ.-историч. значении, Пг., 1916; прот.*С о л я р с к и й П., Опыт библ. словаря собственных имен, т.1-5, СПб., 1879-87; проч. библиогр. см. в ст.: Имена библейские; Ономастика.