Михаил Николаевич (1871-1931), рус. правосл. богослов, литургист и экзегет. Род. в Гродненской губ. в семье сел. священника. Окончил Виленскую ДС и КДА (1896). Кандидатская работа С. была посвящена экзегезе Кн. прор. Иезекииля, и эта тема осталась гл. предметом библ. исследований ученого. В 1898-1907 он был помощником смотрителя Мариупольского духовного училища. В этот период им был опубликован труд "Первая глава кн. прор. Иезекииля. Опыт изъяснения" (Мариуполь, 1904), за к-рый в 1905 КДА присудила ему степень магистра богословия. В 1906-18 С. преподавал в КДА: сначала Свящ. Писание ВЗ, затем догматич. богословие и лат. язык, параллельно читая курс византологии на историко-филологич. фак-те Высших педагогических курсов Общества профессоров и преподавателей. В 1912 КДА присудила С. степень доктора церк. истории за обширный труд "Толковый Типикон" (К., 1910-15, вып.1-3). В 1920 он был избран преподавателем на каф. классич. филологии Киевского ун-та. В последующие годы ученый сотрудничал в АН УССР, в частн., в 1928-30 работал в Этнографической комиссии АН УССР. Умер в архангельской ссылке.
В магистерской работе С. дал обзор истории толкования Иез 1, рассмотрел специфич. *символы, к-рые пророк использовал для проповеди о тайне трансцендентного Бога, применил *сравнит.-религ. метод для изучения параллелей между образами видения Иезекииля и вост. искусством. "В то время, как другие пророки, - писал С., - созерцали и рассматривали Бога более как Промыслителя о еврейском народе и человечестве, как Творца в широком смысле слова, Иезекииль взглянул на Бога как Бога, и в священный ужас привело его это созерцание". Этот вывод предвосхитил концепции об особенностях религ. опыта, развитые после С. нем. религиоведом *Отто. В трудах по литургике С. много места уделил роли Библии в *богослужении и библ. корням христианских праздников.
Евангельское повествование о преображении Господнем и значение сего события для христ. богословия, ВиР, 1901, ( 15; Событие Сошествия Святого Духа, "Подольские EB", 1902, ( 22; Что дает богослову первая глава кн. прор. Иезекииля, ТКДА, 1905, №6; О звезде волхвов, ТКДА, 1906, т.III, №12; Что такое был рай?, ТКДА, 1907, №12; Таинственный храм прор. Иезекииля, ТКДА, 1908, №3,8; Святая Земля в праздниках Православной Церкви, СПб., 1908; Иезекииля пророка книга, ТБ, 1909, т.6; Из Апостола трудные( места), К., 1911; Св. архистратиг Михаил. Все, что можно знать о нем на основании Свящ. Писания, предания и соображения разума - и о церковном чествовании св. архангела, К., [1915]; Христианские праздники, кн.1-6, К., 1915-16.
А. Н., Проф. М.Н.С. и его вклад в правосл. богосл. науку, ЖМП, 1973, ( 3; прот.Л о з и н с к и й Р., М.Н.С. и его литургич. труды, 1961 (Ркп.МДА).