В Средние века и Новое время П.б. не имела самостоят. значения. Экзегеты Польши пользовались гл. обр. трудами лат. отцов Церкви и схоластич. толкованиями (см. ст. Схоластич. ср.-век. экзегеза) Картина не изменилась и после проникновения в Польшу Реформации и социнианства (см. Социнианская экзегеза) Фактически развитие П.б. началось лишь в 20 в.
Ведущей в Польше всегда была католич. библеистика. До 2-й мировой войны шел процесс интенсивного усвоения новейших методов и принципов, выработанных в зап. библеистике. Работа была сосредоточена в Краковском Ягеллонском ун-те, Виленском ун-те Яна Казимежа, в Люблинском и Варшавском ун-тах. Ряд библеистов получил образование в *Папском библейском институте.
После войны П.б. заняла полноправное место в совр. библеистике. С 1948 в Польше выходит журнал "Библейское и литургическое движение" ("Ruch Bibljny i Liturgiczny"), ряд *серий трудов по библеистике и сборников, посвященных экзегетике и вопросам библ. богословия, создана спец. Библ. школа. Все польские католич. *периодические издания помещают статьи по Свящ.Писанию. Из отдельных трудов последних десятилетий следует указать на работу по библ. *антропологии свящ.Мариана Филипяка (р.1939) "Библия о человеке" (Lublin, 1979; см. рец.: ЖМП, 1979, ( 12), на библейско-догматич. труды *Романюка, на книги по библ. *археологии и истории свящ. *Кудасевича, иером.Хуголина Лангкаммера (р.1930), автора толкований на Езд (1971), Мк (1977), толкование на Зах свящ. *Хомерского (1968) и на работы свящ.Феликса Григлевича (р.1909), бывшего в 1950-78 проф. Люблинского католич. ун-та ("Маккавейские книги", 1961; "Христос глазами современников", 1966; "Духовный характер Ев. св.Иоанна", 1969; "Ев. от Луки", 1974; "Хлеб, вино и Евхаристия в символике НЗ", 1968; а также исследования по *христологии, *Кумрану, *Соборным посланиям и истории П.б.). II *Ватиканский собор явился важным импульсом для развития П.б.
Первым специалистом по Библии, получившим в Риме степень доктора, был свящ. Евгений Домбровский (1901-70), проф. Люблинского католич. ун-та (1954-59). Он написал ряд исследований, посвященных вопросу об отношении ап.Павла к античной философии и религии, о *демифологизации, о происхождении человека в свете Библии и совр. данных. Им также был написан спец. труд о *Кумране ("Открытия в Кумране у Мертвого моря и НЗ", Любляна, 1966). Под его ред. вышла 2-томная "Библейская энциклопедия" (1960-61). Проблемами Кн.Бытия в свете *новой исагогики и библ. *богословия занимался иером. *Стысь, автор трудов: "Антитеза Ева - Мария в первоевангелии и у Отцов" (1953) и "Библейское учение о творении мира в связи с наукой" (1953). Анализу кумранских текстов в свете Библии посвящены исследования свящ. Людовика Стефаняка (ум.1972).
Первым польским консультантом *Папской библейской комиссии стал свящ. Станислав Лях (1906-83), основатель и директор Библейской школы, член Комитета востоковедения Польской АН. Ему принадлежат многочисл. труды по *Пятикнижию, написанные с учетом всех совр. достижений историко-критич. изучения ВЗ Декалог( 1948; Кн. Бытия, 1962; Кн. Исход, 1964; Кн. Второзакония, 1966).
Большая работа была проделана польскими библеистами при подготовке "Библии тысячелетия" (1971), вышедшей под общей ред. иером. Августина Янковского (р.1926), свящ.*Стаховяка и Романюка. По образцу Иерусалимской Библии издание снабжено вводными статьями, подстрочными примечаниями, словарем и таблицами. Текст комментариев построен на основе новой исагогики. В частн., признается, что Пятикнижие приобрело окончател. форму после Моисея. Своего рода дополнением к этому изд. служит многотомная *Толковая Библия, к-рая выходит в Познани (изд.Паллотинум). Этот научно-богословский комментарий еще не завершен. Опубликовано 12 т. новозав. толкования и 16 т. ветхозаветного. В 1969 под ред. Стефаняка Л. и с предисловием *Олбрайта группа польских библеистов выпустила обширный сборник статей "Археология Палестины". Популярный труд по библ. археологии, *географии и текстологии принадлежит перу Зенона Жиолковского ("Встреча с Библией", 1971).
Единственным правосл. польским богословом, освещавшим библейские темы, был вице-ректор Христианской академии в Варшаве прот.*Клингер. Существует П.б. и внецерковная. Рационалистич. идеи *Ренана и *Луази развивал Игнаций Радлиньски (ум.1920), *мифологическую теорию - Анджей Немоевски (ум.1921). Научно-популярный характер носят книги З. Косидовского: "Библейские сказания" (1963, рус. пер.: М., 1966 и последующие изд.), "Сказания евангелистов" (1975, рус. пер.: М., 1977). Развернутую критику этих работ дали свящ. Кудасевич Ю. и др. представители католич. П.б.
На польский яз. переведены многие важнейшие европ. и амер. работы по библеистике.
К а р е е в Н.И., Очерк истории реформационного движения и католич. реакции в Польше, М., 1886; М а т у ш е в с к и й С., Изучение религии в Польше, ЕМИРА, 1964, сб.7; F i l i p i a k M., Biblistyka polska w Sobore Watykanskim II, "Euhemer", 1958, ( 4; F r a n k o w s k i J., Dzisiejsza biblistyka polska, "Wi((", 1973, t.9; G r z e b i e n L. (red.), Slownik polskich teologоw katolickich, 1918-1981, Warsz., 1983; L a c h S., Wspotczesna biblistyka polska, "Znak", 1972, t.10; *S t a c h o w i a k L., Katolocka biblistyka polska Starogo Testementu, "Collectanea Theologica", 1967, ( 37.