Главная - Философский словарь - буква М - МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В СССР.
Уже в первые годы существования Советского государства М. ф. получила широкое распространение. В 1922 был основан первый марксистский философский журнал — "Под знаменем марксизма" (выходил до 1944; с 1947 выходит журнал "Вопросы философии"). В 3-м номере журнала опубликована статья Ленина "0 значении воинствующего материализма", в к-рой формулировались задачи, стоящие перед философской наукой, и к-рая оказала большое влияние на всю последующую деятельность советских философов. В эти годы происходило формирование новых философских кадров, тесно связанных с компартией, борьбой за социалистическое переустройство об-ва. Разрабатывались философские вопросы социалистического строительства, с позиций марксизма переосмысливалась история философии, велась борьба за переход ученых-естествоиспытателей, интеллигенции на позиции диалектического материализма. Опубликованные впервые произв. Энгельса "Диалектика природы" (1925) и работа Ленина "Философские тетради" (1929) дали толчок к углубленному исследованию проблем диалектического материализма. Сворачивание творческих философских исследований началось с 30-х гг., после организованных Сталиным выступлений против т. н. "меньшевиствующих идеалистов" (А. Деборин, Н. Карев и др.). Особенно тяжелая атмосфера в советской философской науке возникла после публикации работы Сталина "О диалектическом и историческом материализме" (1938), к-рая была объявлена "вершиной" марксистской философии, Тяжелый урон М. ф. в СССР нанесла философская дискуссия 1947 г., выступление на ней А. А. Жданова, к-рое давало неверные ориентиры исследованиям по теории и истории философии. В период культа личности Сталина мн. советские философы (И. Луп-пол, В. Сережников, Я. Стэн, Д. Га-чев и др.) были репрессированы. Однако даже в это время жили и действовали ученые, сумевшие в тяжелых условиях осуществлять позитивную работу, в частности, в области философских проблем естествознания (Б. М. Кедров и др.) и истории философии (В. Ф. Асмус, А. Ф. Лосев). Осуждение на XX съезде КПСС культа личности положило начало новому этапу в развитии советской философской науки. Он характеризуется значительным расширением тематики исследований и углублением подхода к актуальным вопросам философской науки. Были созданы научные труды, преодолевавшие черты догматизма, а также издания справочного и энциклопедического характера ("Философская энциклопедия*). Результаты, достигнутые нашей философской наукой, показали возросшую роль марксистско-ленинской философии в осуществлении задач, поставленных развитием социальной практики и научного познания. Работа философских учреждений страны (институты философии АН СССР и АН союзных республик, философское общество СССР, философские кафедры крупнейших вузов страны) охватила важнейшие направления развития совр. философского знания. Серьезно расширился круг исследований проблем материалистической диалектики, теории познания, диалектической логики, методологии и логики науки (работы Э. В. Ильенкова, М. М. Розенталя, П. В. Копнина и др.). Значительные результаты были достигнуты в исследовании философских вопросов естествознания. В работах советских философов (М. Э. Омель-яновского, И. В. Кузнецова и др.) и естествоиспытателей (П. К. Анохина, Б. Л. Астаурова, Д. К. Беляева, А. И. Берга, П. Л. Капицы, Н. Н. Семенова, В. А. Фока, В. А. Энгельгард-та и др.) было дано диалектико-мате-риалистическое осмысление новейших открытий в физике, космологии, биологии, кибернетике и др. конкретных науках. Плодотворно разрабатывались философские вопросы психологической науки (Б. Г. Ананьев, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьёв. А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.). Был воссоздан завещанный Лениным союз философов-марксистов и естествоиспытателей. В области исторического материализма исследовались вопросы теории исторического процесса, общественно-экономической формации, теории культуры. Развернулись исследования научно-технической революции и ее социальных последствий. Новое развитие получило изучение историко-философских проблем (А. С. Богомолов, Т. И. Ойзер-ман и др.). Началась разработка проблем этики (А. Ф. Шишкин, О. Г. Дробницкий и др.), эстетики "М. Ф. Овсянников, М. А. Лифшиц и др.). В 70-е и первой половине 80-х гг. в связи с усилением застойных явлений в советском об-ве развитие ряда областей М. ф. в СССР серьезно замедлилось. Правда, даже в эти годы продолжалась творческая разработка нек-рых исследовательских направлений, в частности глобальных проблем, проблем человека, вопросов теории и методологии научного познания, истории философии. Новый этап в развитии М. ф. в СССР связан с включением философских исследований в процессы перестройки всех сторон жизни нашего об-ва. На первый план перед советскими философами выдвигаются задачи разработки социально-философской проблематики, философских аспектов теории совр.социализма, комплексного изучения человека, гуманизации научного и технического прогресса, глобальных проблем цивилизации. В совр. условиях усиливается синтезирующая, интегрирующая роль марк-систско-ленинской философии, к-рая объединяет усилия представителей общественных, естественных и технических наук для комплексного решения актуальных
Поделитесь с друзьями:
Вы можете поставить ссылку на это слово:
будет выглядеть так: МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В СССР.
будет выглядеть так: Что такое МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В СССР.
|
|