одна из влиятельных в начале 20 в. школ неокантианства. Название получила вследствие того, что учения Б. ш. излагались профессорами Виндельбандом и Рик-кертом в ун-тах земли Баден — в Гей-дельберге и Фрейбурге. Осн. идея Б.
ш.— противопоставление метода истории методу естествознания; история — якобы наука об индивидуальных фактах развития, представляющих культурную ценность; естествознание — наука о повторяющихся и общих закономерностях явлений природы. И в тех и в др. науках понятия — не отражение реальности, а ее преобразование в мысли, подчиненное априорным принципам: в естествознании — установке на познание общего, в истории — на познание индивидуального. Б. ш. исходит, опираясь на Канта, из противопоставления бытия, или сущего, должному. Характерное для нее отрицание исторической закономерности связывается с т. наз. теорией ценностей, исходным пунктом к-рой явилось одно из значений "вещи в себе" у Канта. Учения эти были развиты Г. Мюнстер-бергом (1863—1916), Э.Ласком (1875— 1915), в применениях к эстетике— И. Коном (1869—1947) и Б. Христиан-сеном, а в применении к социологии — Вебером. В немарксистской социологии 60-х гг. 20 в. идеи Б. ш. развивались в духе субъективизма и волюнтаризма. Представители этого направления в ФРГ — В. Таймер и Г. Риттер.