Главная -
Экологический энциклопедический словарь -
буква Р - РИМСКИЙ КЛУБ
РИМСКИЙ КЛУБ
, международная научная (неправительственная) организация. Создана в Риме (1968) по инициативе итальянского экономиста Аурелио Печчеи (первый президент клуба).
Объединяет ок. 100 человек,
в т. ч. несколько десятков выдающихся ученых,
лауреатов Нобелевской премии,
из более чем 30 стран мира. Деятельность Р. к. направлена на разработку соответствующей тактики и стратегии по разрешению многих глобальных проблем,
стоящих перед современным миром (истощение природных ресурсов,
загрязнение окружающей среды,
проблема продовольствия и др.). Главный девиз Р. к. — углублять понимание особенностей развития человечества в эпоху научно-технич.
революции. Основная форма работы — поощрение специальных исследований (проектов),
собраний,
на к-рых обсуждаются проекты соответствующих науч. исследований, принимаются решения о публикации их результатов и т.
п. Политическая программа Р. к. носит характер либерально-буржуазного реформизма.
В социальной философии лидеров Р. к. эклектически смешаны концепции гуманизма,
неомальтузианства,
неокейсианства,
технологич. теорий и др. Деятельность Р. к. опирается на многонациональные финансово-промышленные корпорации,
интеллектуальную “элиту”,
научно-технич. интеллигенцию. К позитивным сторонам деятельности Р.
к. относятся: инициативы в области глобального моделирования,
критика негативных тенденций развития западной цивилизации,
попытки выявления возможных альтернатив развития человечества,
поиски путей и средств гуманизации мира и человечества,
осуждение гонки вооружений,
призыв к объединению усилий мировой общественности для предотвращения ядерной войны,
обеспечения безопасности народов,
сохранения окружающей среды,
достижения социального равенства,
справедливости и свободы,
повышения благосостояния людей; к негативным — сведение сложных закономерностей развития природы и общества к поискам “пределов” научно-технич.
и социального прогресса (концепция пределов роста Форестера-Медоуза).
В последних докладах Р. к. наблюдается стремление сохранить эти концепции,
делается акцент на “внутренние” (социальные,
психологич.,
культурные,
политич. и др.) факторы. Ученые-марксисты подвергли критике нек-рые доклады Р.
к. за слабость теоретико-методологич. базы исследований,
апологетический,
в ряде случаев,
характер,
игнорирование необходимости коренных социальных преобразований для эффективного решения глобальных проблем.