Электронные словари и энциклопедии: Большой энциклопедический словарь, Словарь Даля, Словарь Ожегова и т.д.

Энциклопедический словарь
"Юм"

Главная - Энциклопедический словарь - буква Ю - Юм
Энциклопедический словарь
Искать!

Дейвид (1711-76) - шотландский философ, историк, экономист. В ""Трактатео человеческой природе"" (1739-40) развил учение о чувственном опыте(источнике знаний) как потоке ""впечатлений"", причины которых непостижимы.Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой. Отрицал объективныйхарактер причинности и понятие субстанции. Разрабатывал теорию ассоциацииидей. В этике развил концепцию утилитаризма, в политэкономии разделялтрудовую теорию стоимости А. Смита. Учение Юма - один из источниковфилософии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма. (Hume) Дейвид (26апреля 1711, Эдинбург - 25 августа 1776, там же), шотландский философ иисторик. Оказал решающее воздействие на возникновение в 19 в. традициипозитивизма, а в 20 в. - на развитие аналитической философии. Жизнь итрудыУчился в Эдинбургском университете, затем работал клерком в торговойфирме. В 1734-36 находился во Франции, где подготовил свой главный труд -""Трактат о человеческой природе"" (первые две книги вышли в 1739, третья в1740). Вопреки ожиданиям автора, ""Трактат"" не вызвал интереса у широкойпублики, однако опубликованные в 1741-42 эссе на различные темы уже имелиуспех. Попытки сделать академическую карьеру окончились неудачей из-запротиводействия представителей Церкви Шотландии, видевших в нем опасногоскептика и даже атеиста. В 1748 выходит ""Исследование о человеческомпознании"", в 1751 ""Исследование о принципах морали"" - переработанные исокращенные варианты первой и третьей книг ""Трактата"". Приблизительно вэто же время написаны ""Диалоги о естественной религии"", опубликованныепосмертно в 1779; в 1752 Юм издает эссе на экономические темы. Работа вкачестве библиотекаря Эдинбургского общества адвокатов дала Юмувозможность собрать богатый фактический материал для восьмитомной ""ИсторииАнглии"" (1754-62). В 1757 была опубликована ""Естественная историярелигии"". Участие в 1763-66 в дипломатической миссии в Париже в качествеличного секретаря британского посла позволило Юму познакомиться сфранцузскими просветителями, у которых он встретил горячий прием(некоторые из них ошибочно принимали его за атеиста). В 1767-68 Юм былпомощником государственного секретаря. Автобиографическое эссе Юма ""Мояжизнь"" было издано через год после его смерти его другом Адамом Смитом.Учение об опытеВ ""Трактате"" и в ""Исследованиях"" Юм говорит о необходимостисовершенствования ""моральной философии"" как универсальной науки очеловеке, которой, в отличие от ""естественной философии"" (естествознания),еще предстоит стать подлинно эмпирической наукой.В духе сенсуализмаисточником знания Юм считает опыт, складывающийся из ""восприятий""(perceptions), которые Юм разделяет на ""впечатления"" и ""идеи"". Впечатленияотличаются яркостью и живостью, они - исходные элементы чувственногоопыта; Юм делит их на впечатления ощущения и впечатления рефлексии. Идеисуть копии впечатлений, уступающие им по степени яркости и живости. Идеиразделяются на простые, происходящие из конкретных впечатлений и имсоответствующие, и сложные (модусы, субстанции и отношения).Психологический механизм связи восприятий Юм усматривает в принципеассоциации (непознаваемом по существу), благодаря которому из простых идейобразуются сложные. Юм подробно анализирует три типа ассоциации идей: посходству, по смежности в пространстве и во времени и, наконец, наиболеераспространенный тип - по причинности.Юм предлагал отказаться от идеисубстанции, считая ее фикцией воображения. Восприняв аргументацию ДжорджаБеркли против материальной субстанции, Юм шел дальше, подвергая критикетакже и понятие духовной субстанции. Такой же фикцией выступает для Юмасоздаваемое воображением тождество личности, понимаемой им как ""связка илипучок... различных восприятий"".Вслед за Беркли он заменяет абстрактныепонятия конкретными идеями-представлениями, скопированными с яркихчувственных впечатлений, и подчеркивает при этом сигнальную роль языка,способного вызвать нужную идею. Принятое со времен Джона Локка разделениепервичных и вторичных качеств Юм считает лишенным смысла, полагая, что всекачества имеют чувственно-субъективный характер. Идея причинностиВ центретеоретической философии Юма - анализ проблемы причинности, т. е.необходимой связи между двумя событиями, которую Юм считает недоказуемой:каузальные и логические связи не совпадают, действие не содержится впричине, не похоже на нее и невыводимо из нее. Основанием причинности неможет быть и опыт, так как мы не наблюдаем связь причины и действия, аимеем лишь впечатления совместного появления двух событий. Ожидание того,что будущая последовательность событий будет похожа на прошлую (например,солнце завтра взойдет), основывается исключительно на вере, источникомкоторой является привычка. Привычное соединение впечатлений и идей,сопровождающееся особым чувством обязательности, и создает, по Юму, идеюнеобходимой связи причины и действия. Таким образом, ""необходимость естьнечто существующее в уме, а не в объектах..."". Анализ проблемы причинностиЮма оказал влияние на возникновение ""критической философии"" Канта.Аффекты. ""Симпатия""Волей человека, по Юму, руководят именно аффекты, а неразум. Разум сам по себе не способен нейтрализовать действие какого-либоаффекта, это может сделать только другой аффект. Все аффекты Юм делит наспокойные (например, чувство прекрасного) и бурные (например, любовь илиненависть). Особое место среди описываемых им аффектов занимает аффектсимпатии, которая оживляет все другие аффекты. Она возникает в результатевоображаемого перенесения себя на место другого человека, испытывающегоопределенные душевные переживания.ЭтикаПодчеркивая важнейшую рольчувственности в морали, Юм стоял на позиции этическогоантиинтеллектуализма, для него характерно также неприятие религиозногообоснования нравственности. Он подчеркивал, что многие философы-моралистыне объясняют переход в рассуждениях от сущего к должному. В целом, по Юму,этика занимается мотивами поступков, которые в конечном итогеобусловливаются психологическими особенностями людей. В его ученииутилитаризм сочетается с альтруизмом.Философия религииВ ""Естественнойистории религии"" Юм показывал укоренность религиозных представлений вособенностях ""природы человека"". Он считал, что монотеизм не был раннейрелигией человечества. Заботы о житейских делах, надежды и страхи, аотнюдь не простое и незаинтересованное созерцание природы явились,согласно Юму, источником религиозных представлений. Положительно относилсяон и к известной гипотезе, что прототипом богов древних религий былиреальные люди, ставшие благодаря своим особым достоинствам предметомвосхищения народа. В знаменитой главе ""О чудесах"", включенной в""Исследование о человеческом познании"", он доказывал, что описаниявсевозможных чудес противоречат свидетельством чувств и здравого смысла.Критическая аргументация Юма была призвана показать не невозможность чудескак таковых, а невозможность разумной веры в чудеса, представляющие собойнарушения законов природы. Свою позицию он, как и деисты, называл""естественной религией"", в основе которой лежит допущение непознаваемойвысшей причины.Сочинения:Сочинения: В 2 т. М., 1996.Inquiries concerningthe Human Understanding and concerning the Principles of Morals / Ed. byL. A. Selby-Bigge. Oxford, 1975.Treatise of Human Nature / Ed. by L. A.Selby-Bigge. Oxford, 1978.Литература:Виноградов Н. Д. Философия ДавидаЮма. М., 1905-11. Ч. 1-2.Нарский И. С. Философия Давида Юма. М.,1967.Basson A. H. David Hume. Harmondsworth, 1958.Jedynak S. Hume.Warszawa, 1974.Ayer A. J. Hume. Oxford, 1980.А. Ф. Грязнов""АНИТЕ"" (L Humanite) - французская еженедельная газета, с 1920центральный орган Французской коммунистической партии (в 1904-1920 органСоциалистической партии), Париж. Основана Ж. Жоресом.


Поделитесь с друзьями:


Вы можете поставить ссылку на это слово:

будет выглядеть так: Юм


будет выглядеть так: Что такое Юм

Реклама:
Толковые словари и Энциклопедии. Словарь - Юм - Энциклопедический словарь - Толковые Словари и Энциклопедии