Главная - Энциклопедический словарь - буква Э - Эразм Роттердамский
Дезидерий (Erasmus Roterdamus Desiderius) (28 октября1467 - Роттердам - 11 июля 1536, Базель) богослов, философ, филолог,педагог, виднейший представитель ""христианскогогуманизма"".ОбразованиеНезаконнорожденный сын священника, Эразмпервоначальное образование получил в школе ""братьев общей жизни"" вДевентере. В 1486 он стал монахом, вступив в братство регулярныхканоников-августинцев. Шесть лет Эразм провел в монастыре, изучая древниеязыки, античных и раннехристианских писателей. Затем он продолжилобразование в Париже, где познакомился не только с богословской мысльюпоздней схоластики, но и с устремлениями гуманистической культуры. Большоевлияние на Эразма оказали труды итальянского филолога-гуманиста ЛоренцоВаллы, идеи флорентийской Платоновской академии. В 1499 Эразм впервыепосетил Англию, где завязал отношения с оксфордскими гуманистами иТ.Мором.""Философия Христа""Общеевропейскую известность Эразму принеслопервое издание в 1500 ""Адагий"" - собрания поговорок, или крылатых слов,найденных у античных и раннехристианских писателей и рассматриваемых вкачестве реликтов стародавней мудрости, наставления которой, как стремилсяпоказать Эразм, не утратили своей актуальности. В 1501 был написанрелигиозно-этический трактат ""Оружие христианского воина"" (1504), вкотором сформулированы основные принципы эразмианской ""философии Христа""(или ""небесной философии""), подчеркивавшей в христианстве не обрядовуюсторону, а нравственное преображение человека в соответствии с Христовымизаповедями.В Италии и АнглииС 1506 по 1509 Эразм жил в Италии, в туринскомуниверситете был удостоен степени доктора богословия, а находясь вВенеции, тесно сотрудничал с прославленным книгоиздателем А. Мануцием.Затем несколько лет он провел в Англии, читал лекции в Оксфорде. В гостяху Мора в Лондоне (1509) Эразм закончил прославившую его философскую сатиру""Похвала Глупости"" (1511): в этом произведении в шутливо-серьезномавтопанегирике Глупости он критиковал принятый уклад жизни, нравы и обычаиобщества и вместе с тем проводил гуманистические идеи.Базельский периодСовременем Эразм приобрел широкую известность и славу, став в глазахобразованного европейского общества главой так называемой ""республикиученых"". С его мнением считались не только в вопросах научных илитературных, но также в религиозных и политических, ему охотно помогалимеценаты, предлагали свое покровительство светские государи и князьяцеркви. Однако с 1514 Эразм предпочел обосноваться в швейцарском городеБазеле, где прожил до конца своих дней. В этом городе у Эразма сложилисьдружеские отношения с типографом И. Фробеном, ставшим его главнымиздателем.Откликаясь на развернувшиеся в ренессансной политическойлитературе дискуссии о типе идеального монарха, Эразм в 1515 написал""Наставление христианского государя"" (1516). В 1516 он сочинил (в жанреречи) и издал ""Жалобу мира"", в которой с позиций гуманизма показывалпагубность завоевательных войн, приносивших неисчислимые бедствия народамЕвропы.Переводы с греческогоБольшое место в творчестве Эразма занималипереводы с греческого на латынь античных и раннехристианских авторов -Еврипида, Лукиана, Оригена, Иоанна Златоуста. Эразм также способствовализданию текстов древних писателей. Он опубликовал вместе с собственнымикомментариями творения Иеронима, автора латинского перевода Библии(""Вульгаты"", конец IV в.). Особо важное значение имело предпринятое им в1517 издание греческого текста ""Нового Завета"", а затем его новый переводна латинский язык (1519), сопровождаемый обширными пояснениями исущественно отличающийся от ""Вульгаты"", что вызвало нарекания со стороныревнителей католической ортодоксии.Полемика с ЛютеромНекоторое времяЭразму удавалось держаться в стороне от бушевавшей в Германииидеологической борьбы, вызванной Реформацией, несмотря на желание обеихсторон привлечь его в свой лагерь. Однако в 1524, опубликовав трактат ""Освободе воли"", Эразм оказался вовлеченным в полемику с Лютером, который вответном сочинении ""О рабстве воли"" (1525) отстаивал тезис, прямопротивоположный тезису Эразма. Продолжая спор с Лютером, ученыйопубликовал еще несколько сочинений, в их числе ""О желанном церковномсогласии"" (1533).""Разговоры запросто""Ряд сочинений Эразма посвященпроблемам воспитания. В течение многих лет (1518-33) он работал надглавным своим этико-педагогическим сочинением ""Разговоры запросто"",пополняя его все новыми диалогами, в которых образование рассматривалось вего связи с формированием нравственно ответственнойличности.Сочинения:Похвальное слово глупости. М.; Л., 1931.Разговорызапросто. М., 1969.Философские произведения. М., 1986.Жалоба мира // ЭразмРоттердамский и его время. М., 1989. С. 244-274.Opera omnia. LugduniBatavorum. 1703-1706. T. 1-10.Литература:Маркиш С. П. Знакомство с Эразмомиз Роттердама. М., 1971.Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационноедвижение в Германии. М., 1978.Эразм Роттердамский и его время. М., 1989.О.Ф. КудрявцевЭРАК (Сольтанабад) - город в западной части Ирана, административный центрЦентр. остана. 265 тыс. жителей (1986). Транспортный узел. Центрсельскохозяйственного района сахарная( свекла, зерновые).Машиностроительные, алюминиевые, текстильные, пищевые предприятия.Ковроделие.
Поделитесь с друзьями:
Вы можете поставить ссылку на это слово:
будет выглядеть так: Эразм Роттердамский
будет выглядеть так: Что такое Эразм Роттердамский
|
|