Электронные словари и энциклопедии: Большой энциклопедический словарь, Словарь Даля, Словарь Ожегова и т.д.

Энциклопедический словарь
"Шопенгауэр"

Главная - Энциклопедический словарь - буква Ш - Шопенгауэр
Энциклопедический словарь
Искать!

(Schopenhauer) Артур (22 февраля 1788 - Данциг, ныне Гданьск -21 сентября 1860, Франкфурт-на-Майне) немецкий философ-иррационалист (см.Иррационализм). В его основном произведении ""Мир как воля и представление""(1819-44) сущность мира и человека предстает как бессознательная ""воля кжизни"".Детство и юностьАртур Шопенгауэр происходил из состоятельнойкупеческой семьи. Отец философа, Генрих Флорис Шопенгауэр (1747-1805),хотя и бывал неуравновешен (вспыльчив и склонен к депрессии), имелрепутацию доброго, открытого, независимого в своих суждениях человека ичестного коммерсанта. Его мать, Иоганна Генриетта Шопенгауэр (1766-1823),дочь сенатора Трозинера, обладала склонностью к изящным искусствам изанималась литературным творчеством собрание( ее сочинений составило 24тома, 1830-31). В детстве будущий философ не получил систематическогообразования. Его отец, желая видеть в нем продолжателя своего дела,отправляет девятилетнего сына в Гавр, где Артур прожил два года в семьеотцовского друга и партнера. После непродолжительного пребывания вгамбургской частной школе мальчика берут в путешествие по Европе вобразовательных целях. Это путешествие убедило его не только вбесполезности изучения ""одних только слов"", но и в благотворностизнакомства ""с самими вещами"". В 1805 Артур был отдан в крупную гамбургскуюфирму для обучения торговому делу, к чему он вовсе не испытывал влечения.Однако после смерти отца (к нему Шопенгауэр-младший до конца своих днейпитал чувство любви и благодарности за редкое счастье быть независимым иобеспеченным), мать позволяет сыну получить университетское образование. В1809 он становится студентом-медиком Геттингенского университета, а черезполгода, не оставляя изучения медицины, перево?ится на философскийфакультет, где с особым усердием штудирует Платона и Канта. С 1811 вБерлинском университете слушает лекции Ф. А. Вольфа по истории греческой илатинской литературы, Шлейермахера - по истории философии, Фихте - пофилософии; докторскую диссертацию ""О четверояком корне закона достаточногооcнования"" защитил в Йенском университете в 1813.Зрелость. Главный трудВ1814, после разрыва с матерью, которой он так и не простил холодности кбольному отцу, Шопенгауэр поселяется в Дрездене. Здесь он пишет трактат ""Озрении и цвете"" (1816) (по следам бесед с Гете, с которым он встречался в1813-14 в Веймаре в литературном салоне своей матери), а в марте 1818завершает работу над первым томом своего основного произведения ""Мир какволя и представление"". Судьба его первого издания большая( часть тиражапошла в макулатуру) глубоко разочаровала его. Вслед за этим Шопенгауэртерпит фиаско в преподавательской деятельности в Берлине (1820), егопробная лекция вызвала отрицательное отношение Гегеля.С 1831 философобосновывается во Франкфурте-на-Майне. Все написанное им в дальнейшем былолишь дополнением к первому тому основного произведения или егопопуляризацией. Несмотря на успех его последней работы (""Парерга ипаралипомена"", 1851) и все возрастающую известность, Шопенгауэра непокидает чувство духовного одиночества. Тем не менее, он уверен ввыдающемся значении и новизне своего труда.""Мир как воля ипредставление""Считая себя учеником Канта, Шопенгауэр исходит из того, чтоопыт, ""мир явлений"", дан человеку как его ""представление"", его априорныеформы - пространство, время, причинность. Субъект и объект - этосоотносительные моменты мира как ""представление"". Мир как ""вещь в себе""предстает у Шопенгауэра как безосновная ""воля"", которая обнаруживается и вслепо действующей силе природы, и в обдуманной деятельности человека;разум - лишь инструмент этой ""воли"". Как ""вещь в себе"" воля едина инаходится по ту сторону причин и следствий, однако в мире как""представлении"" она проявляется в бесконечном множестве ""объективаций"".Ступени этой объективации неорганическая( природа, растение, животное,человек) образуют иерархическую целостность, отражающую иерархию идей(понимаемых в платоновском смысле) - ""адекватных объективаций воли"".Каждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству. Вживой природе и обществе воля проявляется в качестве ""воли к жизни"" -источника животных инстинктов и бесконечного эгоизма человека; всякий""осознает себя всей волей к жизни"", тогда как все прочие индивидысуществуют в его представлении как нечто от него зависящее, что выражаетсяв непрерывной ""войне всех против всех""; государство не уничтожает эгоизма,будучи лишь системой сбалансированных частных воль.В противовес ЛейбницуШопенгауэр называл существующий мир ""наихудшим из возможных"", а своеучение - ""пессимизмом"". Мировая история не имеет смысла. Страдание -""наказание"" за ""первородный грех"", вину обособленного существования.Преодоление эгоистических импульсов и обусловленного ими страданияпроисходит в сфере искусства и морали. В основе искусства-""незаинтересованное созерцание"" идей, освобождающее субъект от властипространства и времени и служение ""воли к жизни"". Высшее из искусств -музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, анепосредственное отражение самой воли. Однако полное освобождениепроисходит только в сфере морали, на путях аскезы, умервщления желаний истрастей (здесь Шопенгауэр близок к буддизму и его концепции нирваны). Вуникальном личном опыте со-страдания преодолевается иллюзорная границамежду я и не-я и тем самым происходит ""обращение"" воли, переворот в самомбытии.Критикуя язык современной ему школьной философии, Шопенгауэрстремился к простоте слога, образной наглядности и афористической четкостив изложении собственной философии (совершенству его стиля отдавали должноеЖан Поль, Ф. Кафка, Т. Манн). Пессимистические и волюнтаристические мотивыего философии, его интуитивизм и моралистическая критика культуры получилиотклик в философии жизни второй половины 19 - начала 20 вв. Влияние егоиспытали в Германии Р. Вагнер, Э. Гартман, Ф. Ницше, Т. Манн и др., вРоссии - Л. Толстой, А. Фет и др.Сочинения:Полн. собр. соч. М., 1900-10.Т. 1-5.Собр. соч. М., 1992. Т. 1.Соч. М., 1993. Т. 1-2.Samtliche Werke. 3.Aufl. Wiesbaden, 1972. Bd. 1-7.Der handschriftliche Nachlass. Frankfurt amMain, 1966-75. Bd. 1-5.Литература:Фишер К. Артур Шопенгауэр: Пер. с нем.М., 1896.Фолькельт И. Артур Шопенгауэр, его личность и учение: Пер. с нем.СПб., 1902.Грузенберг С. О. Артур Шопенгауэр. Личность, мышление имиропонимание. СПб., 1912.Быховский Б. Э. Шопенгауэр. М., 1975.Чанышев А.А. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра. М., 1990.Ницше Ф.Шопенгауэр как воспитатель: Пер. с нем. // Избр. произведения. М.,1993.Simmel G. Schopenhauer und Nietzsche. Leipzig, 1907.Mann Th.Schopenhauer. Stockholm, 1938.Abendroth W. Arthur Schopenhauer inSelbstzeugnissen und Bilddokumenten. Leck; Schleswig, 1967.Hubscher A.Denker gegen der Strom. Schopenhauer: gestern - heute - morgen. Bonn,1973.Pisa K. Schopenhauer. Kronzeuge der unheilen Welt. Wien; Berlin,1977.Weimer W. Schopenhauer. Darmstadt, 1982.Schirmacher W. Schopenhauerbei neuren Philosophen. Frankfurt am Main, 1988.А. А. ЧанышевШОПОВ Ацо (1923-82) - македонский поэт. Сборники стихов оНародно-освободительной войне 1941-45 (""Стихи"", 1944) и о современности(""Золотой круг времени"", 1969; ""Смотрящий в пепел"", 1970; ""Песнь чернойженщины"", 1976).


Поделитесь с друзьями:


Вы можете поставить ссылку на это слово:

будет выглядеть так: Шопенгауэр


будет выглядеть так: Что такое Шопенгауэр

Реклама:
Толковые словари и Энциклопедии. Словарь - Шопенгауэр - Энциклопедический словарь - Толковые Словари и Энциклопедии