Главная - Энциклопедический словарь - буква С - Сезанн
(Cezanne) Поль (19 января 1839 - Экс-ан-Прованс - 22 октября 1906,там же), французский живописец. Юность. Годы ученияУчился в коллеже в Эксевместе с Э. Золя, с которым впоследствии долго был дружен. Послезавершения учебы в 1858 работал в конторе своего отца - провинциальногофинансиста, одновременно посещал Муниципальную школу рисования. В 1861Сезанн впервые отправляется в Париж, проваливается на вступительныхэкзаменах в Школу изящных искусств. После кратковременного пребывания народине и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает т. н.академию Сюиса (1862-65), где за небольшую плату можно было рисоватьобнаженную натуру. Внимательно следит за художественной жизнью, посещаетзнаменитое кафе Гербуа, в котором часто собираются художники. Средикумиров современности - Э. Делакруа и Г. Курбе. Копировал картины старыхмастеров в Лувре, преимущественно Веронезе, Тинторетто, Караваджо, Креспи.Специального художественного образования Сезанн не получил и былсамоучкой, так как не желал подчиняться догмам академическогоискусства.Сезанн, Мане и импрессионистыЧерез Золя знакомится с художникамиЭ. Мане, а также К. Писсарро, К. Моне, О. Ренуаром и др., будущимипредставителями импрессионизма. Участвовал в выставках импрессионистов1874 и 1877, однако не разделял их установки на фиксацию мимолетныхсостояний природы. Как и Мане, вариации на темы картин которого онсоздавал (""Завтрак на траве"", 1869-70, частное собрание, Париж; ""НоваяОлимпия"", Музей д Орсе, Париж) Сезанн хотел следовать традициям старыхмастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он дажеподписал два декоративных панно ""Весна"" и ""Осень"" (1859-62, Пти Пале,Париж).Ранний период (1860-гг.)Творчество этого периода имеет ярковыраженный романтический характер: сцены насилия (""Убийство"", 1867-70,Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк) натюрморты типа ""суета сует"" (""Натюрморт счерепом и подсвечником"", 1865-67, частное собрание, Швейцария),эротические видения (""Оргия"", 1864-68, частное собрание, Париж).Произведения Сезанна трудно датировать, так как он редко выставлялся и неставил сам дат на холсте. В числе значительных работ раннего периода -""Портрет отца"" (1867 (?), частное собрание) довольно большого размера(198 . 118 см). Видимо, этот портрет должен был доказать отцу, чтохудожник окончательно утвердился в выборе своей профессии. В ""Девушке упианино"" (ок. 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующеекресло должно напоминать об отце. В скромном провинциальном интерьерезвучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франциивторой половины ХIХ в. (другое название картины - ""Увертюра кТангейзеру""). На рубеже 1860-70 гг. начинается тема ""купальщиц"" и""купальщиков"", которая станет важной в последующие десятилетия.Творчество1870-х гг.В начале 1870-х гг. Сезанн сближается с Мари-Гортензией Фике,вскоре рождается сын Поль (это будущие модели художника). Семья живет вПонтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, ещеодна ""малая столица импрессионизма""; тут работают Писсарро и Гийомен. Подвлиянием Писсарро художник начинает писать этюды на пленэре, овладеваеттехникой мелкого мазка. Наиболее импрессионистическая картина этогопериода - ""Дом повешенного"" (1873, Музей д Орсе, Париж) Уроки Писсарробыли важны и потому, что он уделял большое внимание пространственнойорганизованности пейзажа. Сезанн желал конструировать мир, передавать егоустойчивые, непреходящие черты; его не интересовали динамика окружающейсреды и изменчивость цвета в атмосфере. Свой творческий принцип,выработанный им во 2-й половине 1870-х гг., он назвал ""воплощением"",реализацией.Пространственные планы мало интересуют Сезанна, он стягиваетвсе изображение в единое живописное поле, так что отдельные перспективныезоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. Порой он использует приемыобратной и сферической перспективы. Абсолютно прямые линии редки в егокартинах: они то изгибаются, то наклонны. Увлекаясь все более акварельнойживописью, он переносит отдельные ее приемы и в технику масляной живописи,пишет на белых, специально негрунтованных холстах, красочный слойстановится у него все более облегченным, как бы светящимся изнутри. КраскиСезанна - это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов(зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. Лепка формстановится лаконичнее, конструктивно обобщеннее.Автопортреты и натюрмортыВ1870-е гг. начинается серия автопортретов. От ""Автопортрета в фуражке""(ок. 1874, Эрмитаж) с его некоторой ""диковатостью"" и ""японизацией""изображения глаз он переходит к созданию обобщенных образов(""Автопортрет"", ок. 1880, частное собрание, Винтертур) В натюрморте ""Вазас фруктами"" (1878, частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы впрофиль и одновременно несколько сверху. Совмещение разных точек зрения наобъект при его изображении - излюбленный прием Сезанна. В отличие отимпрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на природе, уСезанна никогда в ландшафтах не видно людей; его многочисленные пейзажи,исполненные в Понтуазе, пустынны; более того, в желто-охристых кристаллахдомов словно не подразумевается жизнь; это некие саркофаги духа средипышной южной растительности. Природа выступает сама по себе, как могучая иполная скрытой энергии сила. Характерно, что в это время Сезанн началинтересоваться геологией. Частым мотивом его пейзажей становится с 1880-хгг. гора Сент Виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской впригороде Экса, где художник жил до конца жизни, получив прозвище""отшельник из Экса"".Поздний периодНа рубеже 1880-90 гг. Сезанн все большеувлекается т. н. фигурными жанрами. Композиция ""Пьеро и Арлекин"" (1888,Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику ""мардигра"" - последнему дню карнавала перед постом. Пять вариантов композиции""Игроки в карты"" (1890-92, возможно, 1890-96) инспирированы картинойКараваджо на такую же тему из местного музея. В середине 1890-гг. Сезаннначинает работать над портретами (""Портрет А. Воллара"", 1899, Пти Пале,Париж; ""Портрет Г. Жеффруа"", 1895, Музей д Орсе, Париж) которые требовалимногочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными.Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т. ч. и егоитоговая композиция ""Большие купальщицы"" (1898-1905, Музей искусств,Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строговыверенная. Сезанн писал свои обнаженные натуры по воображению, фигуры егочасто деформированы, экспрессивны, поставлены в надуманные позы игруппы.Слава приходит к Сезанну в конце жизни. В Экс начинаетсяпаломничество художников, коллекционеров и критиков. Воздействие егоискусства сказалось на творчестве П. Гогена и художников группы ""Наби"",фовистов и кубистов, русских ""сезаннистов"" из ""Бубнового валета"". Сезаннарассматривали порой как ""художника для художников"" и представителя ""чистойживописи"", иногда же, напротив, как создателя своего рода философскойконцепции мира и искусства. Литература:Яворская Н. В. Сезанн. М.,1936.Перрюшо А. Сезанн. Пер. с франц. М., 1966.Поль Сезанн: Переписка.Воспоминания современников / Сост. Яворская Н. В. М., 1972.Поль Сезанн:Альбом / Сост. Барская А. Л., 1975.Venturi L. Cezannе, son art, sonoeuvre. Paris, 1936. V.1-2.Rewald J. The ordeal of Paul Cezannе. London,1950.Novotny F. Cezannе und das Ende wissenschftlicher Perspektive. Wien,1938.Badt K. Die Kunst Cezannes. Munchen, 1956.В. С. ТурчинСЕЗЕР (Cesaire) Эме (р. 1913) - мартиникский писатель. Пишет нафранцузском языке. В поэме ""Дневник возвращения в родную страну"", (1939)защищал достоинство ""черной расы"". Стихи; пьеса ""Сезон в Конго"" (1966),посвящена П. Лумумбе.
Поделитесь с друзьями:
Вы можете поставить ссылку на это слово:
будет выглядеть так: Сезанн
будет выглядеть так: Что такое Сезанн
|
|