Главная - Энциклопедический словарь - буква Д - Джотто
ди Бондоне (Giotto di Bondone) (1266/1267 - Колле да Веспиньяно,Тоскана - 8 января 1337, Флоренция) итальянский живописец, мастерфлорентийской школы. Имя художника, видимо, является производным отАмброджотто (Амброджо) или Анджолотто (Анджело). Биография Согласноисточникам 14 в. учился у Чимабуэ. Работал во Флоренции, Риме (ок. 1300),Падуе (ок. 1305-08), Неаполе (ок. 1328-33), Милане (ок. 1335-36) и другихгородах Италии. В 1327 вместе со своими учениками записался в цехфлорентийских живописцев. В 1334 был назначен руководителем строительствафлорентийского собора и его колокольни (кампанилы; к моменту его смертибыл возведен ее первый ярус). Творчество Реформатор итальянской живописи,Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предтечейискусства Возрождения. Его историческое место определяется преодолениемсредневековых итало-византийских традиций. Джотто создал облик мира,адекватный реальному по своим основным свойствам - материальности ипространственной протяженности. Использовав ряд известных в его времяприемов - угловые ракурсы, упрощенную, т. н. античную, перспективу, онсообщил сценическому пространству иллюзию глубины, ясность и четкостьструктуры. Одновременно он разработал приемы тональной светотеневоймоделировки форм при помощи постепенного высветления основного,насыщенного красочного тона, что позволило придать формам почтискульптурную объемность и в то же время сохранить сияющую чистоту цвета,его декоративные функции. Капелла дель Арена В творческом наследии Джоттоцентральное место занимают росписи капеллы дель Арена в Падуе (ок.1305-08) - однонефной церкви, построенной, видимо, по его же проекту. Этотобширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового свода,уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными вмедальоны изображениями Христа, Марии и пророков, композицию ""Страшныйсуд"" на западной стене, тридцать четыре сцены из жизни Марии и Христа,расположенные в три ряда на длинных боковых стенах и т. н. ""триумфальнойарке"" алтаря. Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы.Строгая упорядоченность их расположения организует всю ритмику интерьера,построенное на насыщенных красочных тонах цветовое решение сообщает всемуансамблю праздничный характер. Земная жизнь Марии и Христа предстает вэтих композициях как связанные неторопливым ритмом повествования этапыпатриархального, эпически-величественного бытия. Джотто очень скупообозначает приметы изображаемого им мира условными скалистыми горками,светлыми зданиями, густой ультрамариновой синевой неба. Но самымзамечательным открытием Джотто являются его персонажи - коренастые,широколицые, наделенные величавым обликом, облаченные в одежды и плащипростого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупныескладки. Капеллы Барди и Перуцци Дальнейшую эволюцию творчества Джоттопредставляют пострадавшие от времени росписи небольших семейных капеллБарди и Перуцци на хорах флорентийской церкви Санта Кроче (ок. 1320-25).Живописная декорация каждой капеллы включает шесть сцен, расположенных набоковых стенах по три друг над другом и решенных более сложно, чем вкапелле дель Арена. Возрастает роль архитектурного фона, ограничивающего ичетко формирующего сценическое пространство, сами постройки становятсяболее многообразными, приобретают сходство с реальной архитектурой эпохиДжотто. В многофигурных сценах появляется больше подробностей иповествовательных моментов, наконец, Джотто интересуют сложныепространственные и оптические эффекты. Так, в росписях капеллы Перуцци,посвященных Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову, Джотто изображаетархитектурную декорацию в угловом ракурсе, соответствующем точке зрениязрителя, стоящего у входа в капеллу. Другие работы. Влияние Единственнаядошедшая до нас станковая работа Джотто - монументальный алтарный образ""Мадонна на троне"" (""Мадонна Оньисанти"", Уффици, ок. 1310). Восходящая к14 в. традиция связывала с именем Джотто обширный живописный цикл ""Историясв. Франциска"" в базилике Сан Франческо в Ассизи (ок.1297-99), однакомногие современные исследователи отвергают авторство Джотто. Среди недошедших до нас работ Джотто источники называют большую мозаичнуюкомпозицию ""Навичелла"" на фасаде римской раннехристианской базилики св.Петра, снесенной в начале 16 в., живописные циклы ""Знаменитые люди"",выполненные для короля Неаполя Роберта и правителя Милана Аццоне Висконти.Джотто оказал влияние на формирование ведущих школ итальянской живописи 14в., прежде всего флорентийской, а также на ряд мастеров, работавших вСиене и Падуе. К его наследию неоднократно обращались мастера итальянскогоВозрождения от Мазаччо до Микеланджело.
Поделитесь с друзьями:
Вы можете поставить ссылку на это слово:
будет выглядеть так: Джотто
будет выглядеть так: Что такое Джотто
|
|