Главная -
Биографический словарь -
буква Н - Найденов
Найденов - псевдоним талантливого драматурга Сергея Александровича Алексеева. Родился в 1869 году в московской купеческой семье. Обратил на себя всеобщее внимание в 1901 году пьесой ""Дети Ванюшина"". Из позднейших пьес пользуются известностью ""Богатый человек"" и ""Авдотьина жизнь"" (напечатаны в IV сборнике ""Знания"", 1905). Первый том ""Пьес"" Н. издан ""Знанием"" в 1904 году, второй - в 1911 году. Н. - почти исключительно бытописатель купеческой жизни. Он изображает ее, прежде всего, в тех остатках и пережитках ""темного царства"", которые заметно исчезают, но не исчезли еще окончательно (действующие лица в ""Детях Ванюшина"", в значительной мере ""Авдотьина жизнь""). Автор распознает старые черты и в новейшем Кит Китыче - ""культурном дикаре"" Купоросове (""Богатый человек""). Он умеет подняться над простым изображением быта, который у него является только фоном для разрешения более общих проблем. Охотнее всего Н. останавливается на двух темах - разложении семьи и чувстве одиночества. Яркая картина разложения семьи старого уклада составляет главный интерес ""Детей Ванюшина"". Положение здесь тем более трагическое, что источник разлада - вовсе не в эгоистически - грубом самодурстве, служившем основою полускотской психологии Кит Китычей в комедиях Островского . Старый купец Ванюшин - по-своему добрый человек, искренно заботящийся о благе семьи и столь же искренно убежденный, что ведет ее по правильному пути. Поэтому сознание разлада, когда он окончательно выяснился, его совершенно подкашивает: он не выносит своего одиночества и лишает себя жизни. Анализ разнообразных форм одиночества проходит и через все остальные пьесы Н. Как отражение общественной психологии, пьесы Н. в значительной степени примыкают к ""Чеховской"" ноющей, тоскующей, безвольной и бесхарактерной России. В этом отношении особенно характерна ""Авдотьина жизнь"", где стремящаяся к свету и осмысленной жизни героиня, быстро капитулирует пред силою обыденщины. В первой и лучшей пьесе Н. определенно чувствуется, однако, прилив бодрости. В ""Детях Ванюшина"" старый уклад осужден жизнью безусловно, и смерть Ванюшина является символом того, что старое окончательно идет на смарку. С. Венгеров.