Главная -
Биографический словарь -
буква М - Моллер Федор Антонович
Моллер Федор Антонович, фон - исторический живописец и портретист (1812 - 1875), сын морского министра адмирала Ант. Вас. фон-Моллера. Служа офицером, посещал классы Академии Художеств. Участвовал в подавлении польского восстания 1830 г. Первая его большая картина: ""Битва при Остроленке"" (1832); за ней последовали ""Альцеста, выводимая Геркулесом из царства теней"" и несколько жанров. По приезде в Петербург К. Брюллова Моллер стал пользоваться его руководством и вышел в отставку из военной службы. За картину, изображавшую семейство его отца, получил от академии большую золотую медаль. В 1839 г. отправился в Рим, откуда прислал лучшее свое произведение - картину ""Поцелуй"" (на собственной даче Его Императорского Величества, близ Петергофа), доставившую ему звание академика. Увлекшись в Риме идеями немецких художников-назареев и стилем Овербека, Моллер написал колоссальную картину: ""Евангелист Иоанн проповедует на Патмосе служителям Вакха"" (в музее Александра III ), за которую получил звание профессора. Деятельность Моллера распадается на два периода. В первом он является последователем К. Брюллова, хорошим рисовальщиком, эффектным колористом, вообще не лишенным вкуса и непритворного чувства. К этому периоду, кроме семейного портрета и ""Поцелуя"", относятся портрет Гоголя (1841, в музее Александра III), картины ""Русалка"" (в академическом музее) и ""Невеста, задумавшаяся над обручальным кольцом"". Во втором периоде Моллер впал в холодность и рефлективность композиции, вялость и условность красок, сухость и жесткость исполнения. Этими недостатками страдают ""Татьяна, отправляющая письмо к Онегину"", ""Моисей, спускаемый в корзине на воду своей матерью"" (1862), ""Видение Александра Невского перед сражением на Неве"" (для московского храма Спасителя), ""Посольство папы к Александру Невскому"" (тоже), ""Битва Александра Невского со шведами"" (в Московском кремлевском дворце, 1864 - 65), ""Несение креста"" (1869, в музее Александра III; написана по картону Брюллова), ""Юдифь"" (1870), ""Распятие"" (1871, в лютеранской церкви в с. Вендау в Лифляндской губернии). - Ср. W. Neumann ""Lexikon baltischer Kunstler"" Рига, 1908, стр. 109 сл.).