Главная -
Биографический словарь -
буква М - Малютин Сергей Васильевич
Малютин, Сергей Васильевич - живописец. Родился в 1859 г.; учился в Московском училище живописи. В 80-х годах начал выставлять пейзажи, interieur'ы и портреты на Московских выставках; к этому периоду принадлежит очень интересная его картина ""Орда"". Выставлял на выставках ""Мира Искусства"", ""36"", ""Союза"" и ""Салона"", в Париже на ""Exposition de l'Art russe"", устроенной С. Дягилевым при Salon d'Automne. С 1903 г. преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1914 г. избран в академики. В середине 80-х годов в Москве около В. Васнецова образовался кружок художников, одушевленных желанием возродить живописью, архитектурой, резьбой на дереве, узорами для тканей и для майолики русский народный стиль; к этому кружку примкнул и Малютин. Были устроены мастерские, в которых по рисункам художников исполнялись образцы резной мебели, керамики, вышивок для распространения среди кустарей. Подобные мастерские открыты были в имении Талашкино княгиней М. Тенишевой, руководство ими поручено было Малютину. Все, что было им сделано здесь, заложило хороший фундамент для дальнейшего развития русской художественной промышленности. Ярко проявился талант Малютина в иллюстрациях к русским сказкам и к сказочным произведениям Пушкина : ""Руслан и Людмила"" (1898), ""О царе Салтане"" (1897), ""О мертвой царевне и семи богатырях"" (1910), ""О золотом петушке"" (1913). Красивы его акварели: ""Садко"" (1906), ""Терем Кощея"" (1909). Из работ Малютина в области театра, кроме ранних его работ для театра Солодовникова в Москве, следует упомянуть его эскизы декораций к операм ""Садко"" (1909) и ""Аскольдова могила"" (1912) и к балету: ""Щелкунчик"" (1913). Последнее время Малютин очень много работает в области портретной живописи и на выставках ""Союза"" появляются ежегодно интересные портреты его, как-то: ""В. Переплетчикова"", ""Г. О."", ""Н. Телешова"" (1913), ""В.В. Давыдова"", ""сына"" и ""дочери"" художника (1914), ""С.Ю. Жуковского"", ""А.П. Лангового"" (1915). Талант Малютина своеобразно развернулся и в архитектуре; в имении ""Талашкино"" им построены ""Теремок"" для библиотеки училища и народный театр на 200 зрителей; в Москве по его проекту построен дом Перцова у храма Христа Спасителя. Во всех своих работах Малютин проявил редкую самобытность. В Третьяковской галерее находятся: ""Иллюстрации к сказке о царе Салтане"", ""Детский портрет"", ""Сказка"", ""Портрет самого художника""; в музее Александра III в Петрограде - иллюстрации к ""Руслану и Людмиле"" и к сказке ""Царь Салтан"". - См. С. Дягилев ""Несколько слов о С.В. Малютине"" (""Мир Искусства"", 1903, № 4); С. Маковский ""Талашкино""; его же ""Страницы художественной критики"" (книга II); С. Глаголь и И. Остроухов ""Художественная галерея П. и С. Третьяковых""; Александр Бенуа ""История русской живописи в XIX в.""; его же ""Русская школа живописи"". С. Р-ва.