Главная -
Биографический словарь -
буква Л - Лансере Евгений Евгеньевич
Лансере, Евгений Евгеньевич - живописец (родился в 1875 г.), сын скульптора Евгения Александровича Лансере . Учился в школе Общества Поощрения Художеств, затем в Париже в частных академиях Коларосси и Жюлиана, где работал под руководством Бенжамена Констана, Ж.П. Лоранса и др. В 1898 г. выставил свои иллюстрации к Бретонским легендам и сказкам на выставке русских и финляндских художников, устроенной С. Дягилевым . С 1899 г. принимает постоянное участие в выставках ""Мира Искусства""; до 1910 г. участвовал в выставках ""Союза русских художников"". Заведует художественною частью на Императорских гранильных фабриках. В 1912 г. избран академиком живописи. Талант Лансере очень разнообразен; им помечены его виньетки, шрифты, архитектурные рисунки, иллюстрации сказок и драм, декоративные панно и карикатуры. Его исторические картины проникнуты любовью к родной старине и глубоким чувством эпохи (например, ""Императрица Елизавета в Царском Селе"", ""Восшествие Елизаветы на престол"", ""Петербург в начале XVIII столетия"", ""Корабли времени Петра I"", ""У моря""). Лансере первый начал рисовать былую красоту Петербурга (1-й выпуск ""Мира Искусства"", 1902); ""Старый Зимний дворец"", ""Мост через Зимнюю канавку"" переносят в век Петра и Екатерины . Уже первый опыт Лансере показал, что у него есть громадный иллюстрационный дар и громадное мастерство. Очень интересны его иллюстрации к ""Царской охоте"" Кутепова и к ""Царскому Селу"" А. Бенуа ; столь же удачны фантастические композиции его к ""Царю Голоду"" Л. Андреева и стихотворениям К. Бальмонта , чрезвычайно остры его карикатуры в ""Жупеле"" и ""Адской Почте"". Лансере - превосходный график: ему удивительно удаются чисто декоративные сюжеты, исполняемые им то в каком-либо определенном старом стиле, то в манере, созданной им самим; его виньетки, заставки, надписи и обложки являются украшением многих книг и журналов (""Мир Искусства"", ""Золотое Руно"", ""Художественные сокровища России"", ""Ежегодник Императорских Театров"" и др.). Его этюды, рисунки, наброски дают яркое впечатление о пейзаже и быте Забайкалья, Маньчжурии, Кавказа. Очень интересны архитектурные проекты Лансере (""Кафе в Белграде""). Эскиз декорации последнего акта балета ""Сильвия"" и панно для ""Святилища Патрика"" в постановке Старинного театра свидетельствуют о большом искусстве Лансере в области архитектурного пейзажа. В Москве им исполнены панно в Большой Московской гостинице, плафон и фриз в доме Тарасовых, в Петербурге - фреска в Cafe de France. Из произведений Лансере в музее Императора Александра III находятся: ""Петербург в начале XVIII столетия"", эскиз к балету ""Сильвия"" и 2 иллюстрации к Бретонским легендам; в музее Академии Художеств - ""Корабли времени Петра I""; в Третьяковской галерее - ""Никольский рынок в Петербурге"" и ""Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе"". - См. А. Ростиславов ""Лансере"" (""Золотое Руно"", 1908, № 11 - 12); В. Курбатов ""Е.Е. Лансере"" (""Искусство"", 1912, № 11 - 12, Киев); С. Маковский ""Страницы художественной критики"" (т. II); И. Остроумов и С. Глаголь ""Художественная галерея П. и С. Третьяковых"". С. Р-ва.