Электронные словари и энциклопедии: Большой энциклопедический словарь, Словарь Даля, Словарь Ожегова и т.д.

Биографический словарь
"Аскоченский Виктор Ипатьевич"

Главная - Биографический словарь - буква А - Аскоченский Виктор Ипатьевич
Биографический словарь
Искать!

Аскоченский, Виктор Ипатьевич, писатель (1813 - 79), сын священника. Учился в воронежской духовной семинарии; по окончании курса в киевской духовной академии со степенью магистра, А. был бакалавром в той же академии по кафедре патрологии. В 1846 году он оставил преподавание и был назначен советником губернского правления в Житомире; в 1849 году переведен в Каменец-Подольск на должность совестного судьи и исправляющего обязанности председателя гражданской палаты. В 1851 году А. был принужден выйти в отставку. А. не был счастлив в личной и семейной жизни; на службе он был нелюбим из-за его тяжелого, не брезгавшего доносами нрава. Озлобление неудачника А. перенес и в свою литературную деятельность. С средины 1858 года А. стал издавать прославившуюся своим крайним обскурантизмом еженедельную газету ""Домашняя Беседа"". Первоначально газета была предназначена для народа (задачей газеты поставлено ""Давать уроки и правила нравственности русскому народу""), но с 1859 года формат ее был увеличен и программа расширена. С № 20 1860 года в газете появился отдел ""Блестки и изгарь"". Здесь, под видом защиты православия и борьбы с неверием, А. с яростью фанатика и обскуранта нападает на науку, европейское просвещение и всякое прогрессивное движение в общественной жизни. Между тем, как можно видеть из напечатанного после его смерти ""Дневника"", веденного А. с 1835 по 1857 год и напечатанного в ""Историческом Вестнике"" (1882, I - IX тт., с предисловием Ф. Булкова), мировоззрение А. в молодые годы было далеко от обскурантизма и увлечения клерикальными и охранительными идеями. В ""Дневнике"" А. ополчается против монахов, которым принадлежит руководящая роль в академическом преподавании, и которых он клеймит как ""черных гениев, представителей закоренелого квиетизма""; отрицательно относится к постам и другим церковным обрядам; признается, что и в то время, когда он читал лекции в киевской академии, он считался в глазах духовного начальства ""карбонарием"" и должен был ""скрывать свои лекции от неразумной ревности инквизиторов-монахов"". Все это не помешало А. превратиться в ожесточенного врага всего ищущего выхода к свету и свободе. Если в публицистических статьях А. нельзя отрицать известной доли литературного дарования - его выпады против либеральных веяний не лишены были иногда едкого сарказма и остроумия, - то в его беллетристических произведениях нет и следа художественного таланта, вкуса и чувства меры. Он писал стихи (""Собрание стихотворений"", 1846), басни, повести и рассказы, драмы (""Пансионерка"", 1847; ""Марфа Посадница"", 1870) и сатирические очерки. Печальную известность получил лишь его роман, ""Асмодей нашего времени"" (1858), карикатурным изображением прогрессивных слоев русского общества и изобличением их в безнравственности и атеизме. Ему принадлежат еще две книги исторического содержания: ""Киев с древнейшим его училищем - академией"" (1856) и ""История Киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819 году"" (1863), а также ""Чтения для православного народа"" (1860), ""Письма Звонаря"" и другие нравоучительные рассказы. В конце 1877 года он душевно заболел, и ""Домашняя Беседа"", влачившая последние годы жалкое существование, прекратилась.


Поделитесь с друзьями:


Вы можете поставить ссылку на это слово:

будет выглядеть так: Аскоченский Виктор Ипатьевич


будет выглядеть так: Что такое Аскоченский Виктор Ипатьевич

Реклама:
Толковые словари и Энциклопедии. Словарь - Аскоченский Виктор Ипатьевич - Биографический словарь - Толковые Словари и Энциклопедии