Главная -
Биографический словарь -
буква К - Кудрявцев Петр Николаевич
Кудрявцев, Петр Николаевич - историк (1816 - 1858), профессор Московского университета, ученик, друг и преемник Грановского . Учился в московской духовной семинарии, потом в Московском университете, по 1-му отделению философского факультета. По окончании курса был учителем русской словесности в институте обер-офицерских сирот московского воспитательного дома. Нравственная прелесть молодого преподавателя обаятельно действовала на учениц, а гуманность и деликатность отношений вызывали к нему глубокую симпатию. В марте 1845 г., по рекомендации Грановского, Кудрявцев был отправлен за границу. Один семестр он занимался в Берлине, где слушал Шеллинга, один - в Париже; остальное время провел в Гейдельберге, Дрездене, Мюнхене, всюду изучая памятники искусства (см. ""Письма"" к Галахову , в ""Русском Вестнике""). С 1847 г. Кудрявцев стал читать всеобщую историю в Московском университете. Осенью 1856 г. Кудрявцев отправился в Италию (""Письма из Флоренции""). Здесь у него быстро развилась чахотка, и в январе 1858 г. его не стало. Литератор и художник, историк и психолог, Кудрявцев, будучи еще студентом, писал небольшие повести под псевдонимом А. Н. (Нестроев). До 1839 г. им написаны: ""Катенька Пылаева"" (в ""Телескопе""), ""Антонина"", ""Две страсти"" (ibid.) и ""Флейта"" (в ""Московском Наблюдателе""). Своими задушевными, грустными повестями Кудрявцев скоро приобрел известность, познакомился и сблизился с Белинским , передавшим ему редакцию ""Московского Наблюдателя"", стал работать в ""Русском Инвалиде"" и ""Отечественных Записках"". С 1841 г. Кудрявцев напечатал в ""Отечественных Записках"" несколько рецензий и статей, там же и в ""Современнике"" - повести: ""Цветок"", ""Недоумение"", ""Живая картина"", ""Последний визит"", ""Ошибка"", ""Сбоев"", ""Без рассвета"". Все беллетристические произведения Кудрявцева проникнуты меланхолией; в них сказались наблюдательность и тонкий психологический анализ. Ученые труды его распадаются на три отдела: статьи на теоретико-исторические сюжеты, чисто исторические сочинения и литературно-критические. В статье ""О достоверности истории"" (""Отечественные Записки"" 1851 г.) Кудрявцев дает прекрасную характеристику ученых заслуг Нибура и горячо отстаивает значение истории как науки. Статья ""О современных задачах истории"" (""Отечественные Записки"", 1853, т. 87), вызванная речью Грановского на ту же тему, посвящена вопросу о важности художественной формы в исторических сочинениях. Здесь же Кудрявцев указывает на связь истории с естествознанием и выясняет значение психологического метода в истории. В статье ""Последнее время греческой независимости"" (""Пропилеи"", 1852) Кудрявцев разбирает книгу Бабста , в статье об ""Аполлинарии Сидонии"" (""Отечественные Записки"", 1855) - книгу Ешевского , с которым Кудрявцев разошелся в оценке личности Сидония и характера галло-римской литературы V века. Превосходная статья ""Древнейшая римская история по исследованию Швеглера"" (""Отечественные Записки"", 1854, т. 93) знакомит с приемами и выводами немецкого ученого. К чисто историческим вопросам относится сочинение ""Римские женщины"" (1856; новое издание в ""Всеобщей библиотеке"", СПб., 1909 и сл.), где дается ряд поэтически прекрасных характеристик, рисующих нравы римского общества в императорский период. Самый обширный и капитальный труд Кудрявцева - ""Судьбы Италии от падения западной римской империи до восстановления ее Карлом"" (1850). В этом сочинении Кудрявцев широко, ярко и живо раскрывает сложную картину процесса ""жизненности"" лангобардского начала в Италии, рассматривает зарождение итальянской национальности, обрисовывает ее отношения к папству. Продолжением этого труда служить прекрасная монография: ""Каролинги в Италии"", часть которой напечатана в ""Отечественных Записках"" 1852 г. Сочинение это не кончено; доведено до 813 г. К новой истории относятся ""Осада Лейдена"" (в ""Сборнике статей профессоров Московского университета"", 1855) и ""Жозеф Бонапарт в Италии"" (""Московские Ведомости"" 1855), где Кудрявцев дает характеристику Наполеона, считая его кондотьером. Интересуясь ролью личности в истории, Кудрявцев написал этюд под заглавием: ""Карл V"" (""Русский Вестник"", 1856). В противоположность взгляду Минье, Кудрявцев подчеркивает значение внешних событий в жизни Карла, как политического деятеля, рассматривает его политические и религиозные идеалы; в мечтательности его политических планов Кудрявцев находит объяснение его неудач. Страницы, посвященные реформации, полны драматизма. ""Юность Катерины Медичи"", написанная в Италии (""Русский Вестник"", 1857), переносит читателя во флорентийскую обстановку. Истинно художественное наслаждение доставляют статьи Кудрявцева литературно-критические и очерки по истории искусств. Италия, любимая его страна, фигурирует и здесь. В статье ""Дант, его век и жизнь"" (""Отечественные Записки"", 1855 - 1856) Кудрявцев картинно изобразил детство и юность Данта и дал прекрасный очерк итальянской литературы в XIII века, в связи с политической историей Италии. Глубоким психологическим анализом отличается этюд ""Об Эдипе-царе Софокла"" (""Пропилеи"", 1852). Две статьи Кудрявцева: ""Венера Милосская"" (""Отечественные Записки"", 1847) и ""Бельведер"" (там же, 1846) - замечательные страницы из его первого заграничного путешествия. В ""Бельведере"" Кудрявцев дает прекрасную оценку и характеристику итальянских художников, в ""Венере Милосской"" восторженно рассказывает о посещении им Лувра и воспевает искусство. После смерти Грановского Кудрявцев написал ""Воспоминание о Т.Н. Грановском"" (""Отечественные Записки"", 1855), работал над изданием его сочинений и написал введение к ним: ""Известие о литературных трудах Грановского"". С 1856 г. Кудрявцев был одним из редакторов ""Русского Вестника"" и до конца жизни вел в нем политическое обозрение. Он работал над биографией Грановского, но успел написать только ""Детство и юность Грановского"" (""Русский Вестник"", 1858). Лекции Кудрявцева увлекали поэтической свежестью чувства, живостью и полнотой картин. История для него живая сила, и на первом плане стоят в ней культурно-исторические вопросы. Вместе со слушателями он уходил в глубь общественной жизни известной эпохи и раскрывал самый процесс развития исторической науки. ""Сочинения"" Кудрявцева изданы в Москве, в 1887 - 1889 годах. - См. Ешевский ""По поводу кончины Кудрявцева"" (""Московские Ведомости"", 1858, № 9); его же ""Кудрявцев, как преподаватель"" (""Русский Вестник"", 1858, № 2); ""Биографический словарь профессоров Московского университета"" (ч. I, стр. 444); Крылов ""Мои воспоминания о Грановском и Кудрявцеве"" (""Журнал для воспитания"", 1858, т. III); Катков (""Русский Вестник"". 1858, № 1); М.Н. Капустин ""Воспоминания о Кудрявцеве"" (""Русский Вестник"", 1858, № 2); некролог в ""Современнике"" (1858, № 2); А.Д. Галахов ""Воспоминания о Кудрявцеве"" (""Русский Вестник"", 1858, № 4); Е. Тур ""Биография Кудрявцева"" (""Полярная Звезда""); Пыпин ""История русской этнографии"" (т. II, 42, 424 - 425), Герье ""Кудрявцев в его учено-литературных трудах"" (""Вестник Европы"", 1887, № 9 - 10).