Главная -
Биографический словарь -
буква К - Котляревский Александр Александрович
Котляревский, Александр Александрович - известный славист, археолог и этнограф (родился в 1837 году, умер 29 сентября 1881 года). Из полтавской гимназии он поступил в Московский университет и был ревностным учеником Ф.И. Буслаева . Общественное оживление первых лет царствования Александра II сопровождалось разнообразным подъемом народных изучений. Котляревский был увлечен этим движением и со студенческой скамьи много работал в различных отраслях ""старины и народности"". Он уже заметно выдвигался среди молодых, когда несчастная случайность повела, в 1862 году, к его аресту; несколько месяцев заключения сильно расстроили его здоровье, и, кроме того, арест по ""политическому"" делу впоследствии затруднил для него преподавательскую деятельность. Получив свободу, в 1863 году, он принял деятельное участие в основании Московского археологического общества (1864) и в первых его предприятиях. В начале 1867 года Котляревскому предложено было занять кафедру славянского и русского языковедения в Дерпте. В половине 1868 года он защитил диссертацию: ""О погребальных обычаях языческих славян"", обратившую на себя большое внимание в ученом мире. В Дерпте он пробыл недолго; с конца 1869 года стали обнаруживаться признаки болезни, которая с тех пор уже не оставляла его. В 1872 году он отправился за границу, жил в теплом итальянском климате, оправлялся, потом опять заболевал. Большую часть заграничного пребывания он провел в Праге, где, напечатаны его труды: ""Книга о древностях и истории поморских славян в XII веке"", ""Сказания об Оттоне Бамбергском в отношении славянской истории и древности"" (Прага, 1874) и ""Древности права балтийских славян"" (там же, 1874). Одна из этих книг была его докторской диссертацией, которую он защитил в Петербурге в 1874 году, при довольно бурном споре с В.И. Ламанским . Приглашение занять кафедру в Киеве было им принято, но дело было опять затруднено тем, что прежнее разрешение преподавания ограничивало его профессорскую деятельность одним Дерптом. Наконец, Высочайшим повелением это запрещение было отменено, и в конце 1875 года Котляревский поселился в Киеве. В течение нескольких лет он вел здесь курсы по различным отделам ""Энциклопедии славяноведения""; принимал участие в трудах ""Общества Нестора летописца"", председателем которого он был избран; был также председателем славянского комитета, в то время, когда общество было возбуждено южнославянскими делами и шло движение добровольцев в Сербию; читал лекции на киевских женских курсах; работал по изданию сочинений М.А. Максимовича : приготовил и издал в воронежских ""Филологических Записках"" (и отдельно, в нумерованных экземплярах) замечательный ""Библиографический опыт о древней русской письменности"" (Воронеж, 1881; общее историческое обозрение, история изучения древнеславянского и древнерусского языков и письма). В 1881 году он, по требованию врачей, выехал за границу и умер в Пизе. Котляревский - выдающийся представитель того периода в развитии русской науки, который последовал за первыми трудами нашей славистики и влияниями Гримма в изучении нашей народной старины: в славистике он был учеником Бодянского , но уже скоро стал самостоятельным, в изучениях народной поэзии, - учеником Буслаева , от которого принял влияние Гриммовой школы, оставаясь, однако, свободным от крайних увлечений, в какие впадали другие последователи этой школы, например, Афанасьев и Ор. Миллер . Первые его труды вызывались необходимостью установить те приемы исследования, которые приносила новая школа и которые не были достаточно строго соблюдаемы в среде самих специалистов, и устранить из науки многое, что еще пользовалось авторитетом в ходячих понятиях. Такова была его книжка: ""Старина и народность"" (1862); таковы были позднее специальные его разборы ""Поэтических воззрений славян на природу"" Афанасьева, ""Истории русской жизни"" Забелина и другие. Он способствовал новому направлению историко-литературного изучения, расширявшему область исторического наблюдения данными истории общественной, народнопоэтического творчества. Основание археологического общества в Москве на некоторое время направило его интересы преимущественно на археологию. В это время была написана его книга ""О погребальных обычаях"", которая может служить образчиком его приемов исследования: к изучению привлечены самые разнообразные источники - язык, предания, сохраненные летописью разных славянских народов, предания современные, представляющие собой отголосок старого обычая, памятники вещественные, доставляемые археологическими раскопками, наконец, предания и обычаи других индоевропейских племен. В Киеве он мог поставить свой курс гораздо шире, чем в Дерпте; его мечтой была энциклопедия славяноведения - систематическое обобщение того, что сделано до сих пор в науке. Этот план он старался выполнить в своих курсах. Осуществить его в литературе ему не было дано, но здесь, как и в ранних его трудах, сказывается живое понимание потребностей науки в условиях нашего образования. Возникая обыкновенно из чужого источника или подчиняясь ходу западных научных теорий, она существовала отрывочно, эпизодически, лишенная и общих оснований и метода, и обобщений, и потому столь же отрывочно она отражалась и в общем образовании, в котором должна была иметь свою первоначальную опору. Поэтому, наряду с исследованиями специальными, Котляревский считал необходимыми общие обзоры и руководства. - Работы Котляревского, кроме отдельно изданных им книг, рассеяны частью в общих изданиях, частью в специальных, как воронежские ""Филологические Записки"", ""Труды"" и ""Вестник"" Московского археологического общества, ""Отчеты об Уваровских премиях при Академии Наук"", ""Беседы"" Московского общества любителей российской словесности, ""Труды"" Киевского общества Нестора летописца и др. В 1889 - 1891 годах изданы при II отделении Академии Наук ""Сочинения А.А. Котляревского"" (в ""Сборнике"", II отд., тома XLVII - XLIX и отдельно, три тома); издание закончено четвертым томом (том L ""Сборника""), к которому присоединены ""Материалы для биографии Александра Александровича Котляревского"", А.Н. Пыпина . Некрологи и воспоминания: ""Поминки по Александру Александровичу Котляревскому"" (Киев, 1881; статьи и речи П.И. Аландского , И.Н. Жданова , Н.П. Дашкевича ); ""Sitzungsberichte der gelehrten estnischen Gesellschaft"" за 1881 год; ""Neue Dorptsche Zeitung"" (октябрь, 1881); А. Кочубинский ""Итоги славянской и русской филологии"" (в ""Записках"" Новороссийского университета, том XXXIII, и отдельно: Одесса, 1882, страницы 229 - 236); ""Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского университета святого Владимира"" (Киев, 1884), ""Воспоминания"" Алексея Веселовского (Киев, 1888; из ""Киевской Старины""); А.П. Стороженко ""Александр Александрович Костляревский"" (""Вестник Европы"", 1890, июль); К.Н. Бестужев-Рюмин , по поводу 1-го тома ""Сочинений"", в ""Журнале Министерства Народного Просвещения"", том CCLXIV; ""Александр Александрович Костляревский, как преподаватель"" (""Русская Старина"", 1893, июнь); ""Памяти отца наместника Леонида, А.А. Гатцука, Н.А. Попова и Александра Александровича Котляревского"" (как продолжение ""Исторической записки"" Московского археологического общества, Москва, 1893; статья К.И. Линниченка). А. Пыпин (умер).