Главная -
Биографический словарь -
буква К - Кирилл III
Кирилл III - митрополит Киево-Владимирский. После разгрома Киева татарами, русские сами избрали для управления церковью одного из своих соотечественников - холмского епископа Кирилла, который в 1250 г. утвержден в сане митрополита патриархом Константинопольским. Вернувшись из Константинополя, Кирилл не мог найти для себя в Киеве приюта и пристанища. Кафедральный Софийский собор и митрополичий дом были разорены; Десятинный храм лежал в развалинах; печерская обитель была покинута иноками; во всем городе едва насчитывалось домов с 200. Подобное же разорение встретил он и в Чернигове, и поехал в Рязань, оттуда в Галич и, наконец, решил остановиться во Владимире Суздальском, не перенося, однако, сюда митрополичьей кафедры. Здесь он проживал подолгу, отчего некоторые с него и начинают считать перенесение кафедры из Киева во Владимир. В 1261 г. Кирилл учредил епархию ростовскую, в 1262 г. - сараевскую (в Сарае); в 1274 г. составил во Владимире собор, на котором было постановлено 12 правил о церковных делах и исправлении духовенства. Прожив несколько лет в Киеве, скончался в 1280 г. в Переяславле. Погребен в кафедральном Софийском соборе (последний из митрополитов). Н.М. Карамзин отыскал в одной древней Кормчей под его именем ""Правило"", предложенное на Владимирском соборе 1274 г. Московское общество истории и древности России обнародовало находку в первой части ""Русских достопамятностей"", а митрополит Евгений (в ""Словаре русских писателей духовного чина"") заметил, что ""Правило"" издано хотя по харатейному списку XIII века, но не совсем исправному и полному. При ближайшем знакомстве с древними славянскими Кормчими и вообще рукописями, благодаря трудам барона Розенкампфа , Строева и Востокова , найдены многие другие списки этого ""Правила"", и подлинность его признается ныне всеми. Приписывались Кириллу и другие сочинения, но не совсем основательно. Преосвященный Макарий , в своей статье: ""О сочинении Кирилла III"", признает, кроме ""Правила"", предположительно принадлежащим перу Кирилла только ""Поучение к попам"", помещаемое в некоторых славянских Кормчих непосредственно за ""Правилом""; остальные же сочинения, упоминаемые например в ""Обзоре духовной литературы"" Филарета , решительно отвергает. В. Р-в.