Главная -
Биографический словарь -
буква К - Карпов Василий Николаевич
Карпов, Василий Николаевич - философ (1798 - 1867). Окончил курс в Киевской духовной академии; преподавал философию в духовных академиях Киевской и Петербургской. Посвятив значительную часть жизни переводу сочинений Платона (Санкт-Петербург, 1841 и 1863 - 79), Карпов выступал и с самостоятельными трудами по философии, держась в стороне от господствовавших в его время течений. Основание для философии, по мнению Карпова, дает сознание. Положение: я сознаю, как истина первая, непосредственно известная, сама по себе ясная и всеобщая, должно быть субъективным началом философии. Философия рассматривает все бытие как одно гармоническое целое в сверхчувственном или мыслимом, насколько оно может быть развито из сознания и выражено в системе. Все входящее в область сознания имеет форму и содержание, которые, сводясь к единству, охватывают в человеке два мира - духовный и чувствующий. Дух бесконечен; органическая природа, развитая в человеке до высочайшей степени, конечна. Духу свойственно бесконечное ведение, природе - безотчетная, инстинктивная жизнь. Дух - чистая свобода, природа - слепая необходимость. Дух есть Бог, природа - Его творение. Посредствующими звеньями является ряд существ разумно-свободных, которые, по существу своих элементов, не могут быть ни конечными, ни бесконечными, но неопределенными, - ни ведущими, ни неведущими, но познающими, - ни чисто свободными, ни необходимыми, но имеющими волю поступать так или иначе. Элементы, соединившиеся в бытии человека и через свое соединение давшие бытие самому сознанию, внесли в его природу и соответственные законы, которые, пришедши во внутреннюю связь, составили закон нравственный. Чем больше ум просветлялся верой, тем выше была его энергия, тем сильнее и обширнее развивались его идеи. Русские унаследовали практическую философию от Востока и никогда не могут сродниться с германским рационализмом, так как он идет наперекор православию, требующему, чтобы ум и сердце не поглощались одно другим и вместе с тем не раздваивали своих интересов, но, развиваясь в постоянной связи между собой, как органы веры, составляли в душе твердые основания для решения задач философии. Задача русской философии состоит в определении места, значения и отношений человека в мире, насколько человек, сам по себе всегда и везде одинаковый, в развитии своем охарактеризован типом истинно русской жизни. Главные сочинения Карпова: ""Введение в философию"" (Санкт-Петербург, 1840); ""Взгляд на движение философии в мире христианства и на причины различных ее направлений"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1836, часть 92); ""Систематическое изложение логики"" (Санкт-Петербург, 1836); ""Философский рационализм новейшего времени"" (""Христианское Чтение"", 1860, книга 3, 4, 5, 6, 12); ""Вступительная лекция в психологию"" (""Христианское Чтение"", 1868, книга 2). - См. статья Т.В. Варсова и другие в ""Христианском Чтении"" (1898, том I). - См. о нем: Т.В. Барсов, ""В.Н. Карпов, как профессор"" (""Христианское Чтение"", 1898, I); Серебряников, ""В.Н. Карпов, как психолог"" (ib.); А.П. Высокоостровский, ""Покойный профессор Карпов, как почитатель сократо-платоновой философии"" (ib., 1893, I) и ""Об общем характере логики Карпова"" (ib., 1898, I); Д.П. Миртов, ""Заслуги В.Н. Карпова для русской философской мысли"" (ib.).