Главная -
Биографический словарь -
буква К - Кантемир Дмитрий Константинович
Кантемир (Дмитрий Константинович) - молдавский господарь (1673 - 1723), отец Антиоха Кантемира . Пробыв, в качестве заложника, в Константинополе с 1687 по 1691 г., Кантемир изучил турецкий и персидский языки, благодаря чему занимал впоследствии в Порте высокие должности; занимался также историей, архитектурой, философией, математикой, составлял описания Молдавии и Турции. В 1710 г., во время войны Турции с Россией, Дмитрий Кантемир был назначен молдавским князем и должен был принять участие в военных действиях. Но, недовольный визирем и желая избавить свою страну от турецкого ига, он 13 апреля 1711 г. заключил с Петром Великим трактат, обязуясь сообщать ему о турецких делах. По окончании прутского похода Дмитрий Кантемир, с 1000 молдавских бояр, прибыл в Россию и получил княжеское достоинство Российской империи, с титулом светлости, значительную пенсию, обширные имения в нынешней Харьковской губернии и право жизни и смерти над прибывшими с ним в Россию молдаванами. Во время похода Петра в Персию Кантемир управлял походной канцелярией царя и составлял разные воззвания и манифесты к жителям Персии. Оставил двух дочерей и четырех сыновей. По своему времени Дмитрий Кантемир был весьма образованным человеком; кроме языков турецкого и персидского, он знал языки арабский, греческий, латинский, итальянский, русский, румынский и французский. Сочинения его: ""История образования и падения Оттоманской империи"", на латинском языке; ""Древняя и новая история Дакии"", на молдавском языке (напечатана в 1836 г.); ""История фамилий Бранковано и Кантакузенов"", на молдавском языке; ""История магометан"" (погибла на Каспийском море во время бури); ""Историческое, географическое и политическое описание Молдавии"" (напечатанное в немецком переводе в ""Магазине"" Бюшинга ; на русском языке издано Левшиным , 1789); ""Система турецкого вероисповедания"" (на русском языке, Санкт-Петербург, 1722); ""Мир и душа""; ""История сотворения""; ""Руководство к изучению турецкой музыки""; возражение на Катехизис Феофана Прокоповича: ""Loca obscura in Cathechisi etc."" Это последнее сочинение разобрано Извековым (""Памятники новой русской истории"", том I), Ср. Бантыш-Каменский , ""Словарь"" (том III); статьи Г. Г., в ""Бессарабских Губернских Ведомостях"" (1867, № 19). В. Р-в.