Главная -
Биографический словарь -
буква К - Каменский Анатолий Павлович
Каменский, Анатолий Павлович - беллетрист. Родился в 1877 г., окончил курс юридического факультета в Санкт-Петербургском университете, некоторое время служил в министерстве финансов. С конца 1890-х годов помещал повести и рассказы в ""Мире Божьем"", ""Образовании"", разных альманахах. Они собраны в 3 томах (""Рассказы"", Санкт-Петербург, 1907 - 1910). Сверх того, вышли отдельно: роман ""Люди"" (Санкт-Петербург, 1910), ""Легкомысленные рассказы"" (Санкт-Петербург, 1910), ""О свободном человеке. Опыт послесловия к некоторым своим произведениям"" (Киев, 1910). Имя Каменского тесно связано с годами усиленной разработки в русской беллетристике ""половой проблемы"" (1906 - 1908). Горячечная возбужденность 1905 г., задержанная в своем естественном течении, пошла тогда по путям совершенно неожиданным и большей частью крайне печальным. Перед нами спад безумно высоко поднявшейся волны, чад головешек недавнего величественного пожара ""горящих зданий"". Одним из этих болезненных проявлений ухода возбужденности начала века в сторону наименьшего сопротивления был период успеха ""оргазма"", Санинства, ""огарков"". Каменский был тогда зачислен возмущенной критикой в разряд прямых ""порнографов"". Это не вполне верно. Многие рассказы Каменского стоят совершенно в стороне от ""половой проблемы"", написаны вполне целомудренно, как, например, ""На даче"" и другие, или рассказы, в которых оригинально поставлен вопрос об объединении всех одиноких людей. Заслуживает своей репутации разве известный рассказ ""Леда"", героиня которого проповедует, что красивые женщины должны ходить голыми. Но в другом, тоже очень известном рассказе - ""Четыре"" - скользким можно назвать только самый сюжет: как некий молодой поручик в один день ""победил"" четырех женщин самых различных слоев общества, в том числе серьезную учительницу математики и беременную попадью. Однако в разработку этой темы Каменский внес серьезность, и получилась не пикантность, а настоящий трагизм. Правдиво подмечен в женщинах рассказа момент полного помутнения сознательности под напором темного инстинкта и того своеобразного паралича воли, которым и пользуется несокрушимая самоуверенность ""победителя"". В дальнейших своих вещах Каменский отошел от этого серьезного отношения к скользким темам, и особенно в неудачном романе ""Люди"" гораздо больше стремления оправдать те ожидания, с которыми публика подходила к его произведениям, чем подлинной, хотя и очень злой и страшной правды ""Четырех"". С. В.