Главная -
Биографический словарь -
буква И - Исидор (митрополит)
Исидор - последний русский митрополит из греков, уроженец Фессалоник, посвящен был константинопольским патриархом в митрополиты киевские; по прибытии в Москву убедил великого князя Василия Васильевича Темного отпустить его в Италию на созванный в то время собор. 8 сентября 1437 г. Исидор выехал из Москвы в сопровождении Авраамия , епископа суздальского, и около ста духовных и светских лиц. Через Ригу, Любек, Лейпциг, Аугсбург и Тироль Исидор в 1438 г. прибыл в Феррару, где заседал собор, вскоре перенесенный во Флоренцию. На этом соборе Исидор действовал не только в качестве архипастыря России, но и в качестве второго представителя антиохийского патриарха. Избранный вместе с Марком Ефесским и Виссарионом Никейским в ораторы для прений со стороны греков, Исидор, как и Виссарион (см.), выступил ревностным поборником унии и подписал хартию соединения церквей. Сделанный кардиналом в один день с Виссарионом, Исидор, с именем апостольского легата для всех северных земель, отправился в Россию и из Венгрии разослал грамоты в епархии литовские, русские и ливонские, с извещением о соединении церквей. Успех Исидора в русско-литовских землях парализован был тем, что великий князь литовский Казимир объявил себя на стороне не папы Евгения, а базельского собора и поставленного им папы Феликса. В Волыни Исидор поставил епископа Даниила, согласившегося на унию; в Киеве князь Александр дал Исидору, как ""отцу своему митрополиту"", грамоту на всю свою отчину (""Исторические Акты"", т. I, № 259), но киевская летопись утверждает, что Исидора изгнали из Киева. Весной 1441 г. Исидор прибыл в Москву, с дружественным посланием папы к великому князю Василию; в первой же литургии в Успенском соборе Исидор помянул, вместо вселенских патриархов, папу Евгения, а по окончании службы диакон его с амвона прочел постановление флорентийского собора. Но великий князь Василий тут же в храме стал изобличать Исидора, приказал низвести его с престола и, посадив его под стражу в Чудовом монастыре, созвал на собор епископов и знатнейшее духовенство, которые признали постановление флорентийского собора противным древнему православному учению. Осенью 1441 г. Исидор бежал в Тверь, но великий князь тверской посадил его под стражу. Из Твери Исидор бежал в Новгородок литовский, а оттуда в Рим. Во время осады турками Константинополя Исидор находился в стенах этого города и предлагал императору Константину помощь от имени папы, с тем чтобы греческое духовенство признало постановление флорентийского собора. По взятии турками Константинополя, Исидор попал в плен, но ушел из неволи в Рим, где он и умер в 1462 г., нося звание константинопольского патриарха. Ближайшие побуждения, руководившие деятельностью Исиодора, совсем почти не выяснены; мало известно о его образе мыслей и степени его образованности, так как то немногое, что уцелело из его произведений, разбросано по разным рукописям. Изданное в ""Патрологии"" Миня (т. 159) извлечение из донесения Исиодора о взятии Константинополя турками дает весьма недостаточное понятие о содержании этого произведения. Ф.И. Успенский (""Исторический Вестник"", 1887, № 12) склонен видеть в Исидоре убежденного представителя нового политического и религиозного направления, проявившегося в Византии - направления, которое разделяли и Палеологи и которое выразилось в тяготении к Западу. Во всяком случае, Исидор был далеко незаурядным человеком. Еще до назначения своего на русскую кафедру он вел переписку с гуманистами. Значительная часть известий о взятии Константинополя турками, вошедшая в позднейшие записки и сборники, заимствована из донесений Исидора папе, из писем его к Виссариону и другим кардиналам и из посланий его к разным коронованным особам.