Главная -
Биографический словарь -
буква А - Антоний (Алексей Павлович Храповицкий)
Антоний (Алексей Павлович Храповицкий), известный церковный деятель и писатель, сын новгородского помещика, военного генерала, героя войны 1877 - 1878 годов. Родился в 1864 году. Воспитанный матерью в церковно-аскетическом духе, он, по окончании курса в гимназии, поступил в Петербургскую духовную академию. К концу 4-го курса принял монашество. Оставленный при академии в качестве профессорского стипендиата, он в то же время исполнял должность помощника инспектора (1885 - 86). В 1886 - 87 году А. был преподавателем гомилетики, литургики и каноники в холмской духовной семинарии. В 1887 году был избран исправляющим должность доцента Петербургской духовной академии по кафедре Св. Писания Ветхого Завета и защитил диссертацию на степень магистра богословия: ""Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности"" (СПб., 1887, изд. 2-е, 1888). В 1889 году назначен исправляющим должность инспектора Петербургской духовной академии. В 1890 году получил сан архимандрита и ректорство сначала в петербургской духовной семинарии, а через несколько месяцев - в Московской духовной академии. В 1895 году переведен ректором в Казанскую духовную академию. В 1897 году был рукоположен в епископа и в 1900 году сделался епископом уфимским, в 1902 году архиепископом Волынским. - Изданное в Казани в 1900 году полное собрание сочинений А. в 3-х томах позволяет составить о нем, как о писателе, довольно цельное представление. Его скромная по объему философская диссертация тонет в них незаметной и нехарактерной частицей. Факт свободы воли здесь доказывается из данности его в нашем сознании и самосознании. Другой ученой работой А., выросшей из его профессорских занятий, является ""Толкование на книгу св. пророка Михея"" (СПб., 1891); оно не вошло в собрание сочинений. Отдав дань науке, А. в остальных своих писаниях выступает в типичном облике публициста. Его язык отличается живостью и легкостью, не чуждой по местам резкой развязности. Отзывчивый темперамент, хорошее литературное образование, подвижный ум и проницательность при встречах с людьми дали ему большую власть над духовным студенчеством. Юноши буквально целые годы просиживали у своего неслыханно гостеприимного и ласкового ректора. ""Это университет"", - восклицает в своих воспоминаниях один из них, - ""это древнегреческая академия; здесь среди болтовни и шуток сеются идеи, каждая из которых достойна вырасти в диссертацию"". Нередко так и бывало, но гораздо более оттуда вышло юных монахов особого оттенка: А. первый стал оправдывать образ жизни учено-административного монашества, порвавшего связь с монастырским затвором. Богословские воззрения А. вообще не лишены индивидуальности и даже новаторства, вызывающего его в некоторых пунктах даже на прямую полемику с неподвижными ортодоксами (т. I, 73 и сл.; III, 385). Признавая необходимость нравственного объяснения всех церковных догматов, он выкинул знамя борьбы с инославной богословской эрудицией и призвал к созданию оригинального восточного богословия, на основе древних отцов и текста богослужебных книг. Он подчеркнул общественную миссию церкви и, применительно к этой задаче, развил целую систему пастырского душепопечения, приближенного к интересам жизни и к интеллектуальному уровню общества. Общее мировоззрение автора - определенно славянофильское, обостренное принципиальным аскетизмом, доходящим до симпатий монофизитству (""Чем отличается православная вера от западных исповеданий"", СПб., 1901, стр. 5 - 6). Неправильно представление о переменах во взглядах архиепископа А. за последнее время. Это - недоразумение многочисленных его учеников, ошибочно отожествлявших свой юношеский гуманизм с славянофильско-аскетическим энтузиазмом своего учителя. На самом деле А., начиная с первых своих литературных выступлений, оставался всегда себе равен. Обстоятельства последних годов побудили его лишь сделать детальные выводы из ранее высказанных принципов. Основные начала мировоззрений архиепископа А. сводятся к следующей простой диаде: ""Православная вера есть вера аскетическая"", а все мирское строительство около нее принадлежит самодержавному царю православному. Отсюда его идейные враги - все идеологи светской культуры (в числе их оказался и В.С. Соловьев ), интеллигенты (""Слово о страшном суде и о современных событиях"", - ""Волынские Епархиальные Ведомости"" и отдельно, 1905), конституционалисты (""Слово на благодарственном молебне после выборов в третью государственную думу"", - ""Волынские Епархиальные Ведомости"" и отдельно, 1907), Л.Н. Толстой (""Нравственное учение в сочинении Толстого: ""Царствие Божие внутри вас пред судом учения Христова"", изд. 3-е, М., 1902), римский католицизм - это ""злая и душепагубная ересь"" (""Окружные послания к духовенству волынской епархии"" 1902, 1905, 1906), защитники свободы вероисповеданий (""Заявление о свободе вероисповедания в VI отделе предсоборного присутствия 19 мая 1906"", Почаев, 1906). Его друзья - деятели типа К.П. Победоносцева (""Письмо на имя К.П. Победоносцева в начале ноября 1905 года"". - ""Волынские Епархиальные Ведомости"" и отдельно, 1906) и простой русский народ, с его православным ""бытом"" (Сочинения т. III, стр. 394); ""О более близких отношениях к армии пастырей и архипастырей церкви"" (""Волынские Епархиальные Ведомости"" и отдельно, 1906); ""Русскому новобранцу добрая памятка от православного архипастыря"" (М., 1909). Архиепископ А. не запятнал себя ни сочувствием еврейским погромам (""Слово о кишиневских событиях"", Кишинев, 1903, и Одесса, 1903), ни оправданием смертной казни с христианской точки зрения (Сочинения, т. III, стр. 216 - 217). - Из других сочинений А. выдаются еще: ""Беседа христианина с магометанином об истине Св. Троицы"" (""Волынские Епархиальные Ведомости"" и отдельно, 1903); ""Нравственный смысл основных христианских догматов"" (Вышний Волочек, 1906); ""О православном пастырстве"" (М., 1906); ""Сын человеческий"" (""Богословский Вестник"", № 11, 1903). Много проповедей и статей его напечатано в ""Волынских Епархиальных Ведомостях"", ""Церковных Ведомостях"", ""Миссионерском Обозрении"" и ""Колоколе"". А. Карташев.