Главная -
Биографический словарь -
буква А - Антокольский Марк Матвеевич
Антокольский, Марк Матвеевич (1842 - 1902), известный русский скульптор. Сын бедного трактирщика-еврея; родился в Вильно. Еще мальчиком А. самоучкой рисовал на столе и на стенах. Его отдавали в ученье к разным ремесленникам и, наконец, к резчику по дереву. В 1862 году ему удалось поступить вольноприходящим в Академию Художеств, к профессору Н.С. Пименову , после смерти которого А. перешел под руководство профессора Реймерса . К этому же времени относится сближение А. с Репиным , оказавшим большое влияние на него. В 1864 году А. вырезал из дерева ""Еврея портного"", за что получил 2-ю серебряную медаль, в 1865 году - из слоновой кости ""Скупого"" (1 серебряная медаль и стипендия) и ""Мальчика, крадущего яблоки""; в 1868 году из воска и дерева А. сделал эскиз ""Спор о Талмуде"" и, наконец, в продолжение 6 лет (1863 - 1869) лепил из воска композицию ""Нападение инквизиции на евреев"" и к ней этюд-голову, под названием ""Натан-Мудрый"". Эта работа, выставленная А. на экзамене, вызвала неудовольствие академических профессоров, и А. уехал в 1868 году в Берлин, где оставался недолго. По возвращении в СПб., А. продолжал работать над ""Инквизицией"", которая и была выставлена в академии в 1871 году. Отлитая потом из цинка, ""Инквизиция"" испортилась до такой степени, что А. более никому ее не показывал. В 1870 году А. исполнил ""Иоанна Грозного"" (один экземпляр в музее Александра III , другой - в Третьяковской галерее). Это произведение вызвало бурю восторгов современников; статьи Тургенева и Стасова в ""С.-Петербургских Ведомостях"" (1871 год, № 44 и 50) сделали имя А. популярным в России. Статуя была приобретена императором Александром II , и художник получил за нее звание академика (гипсовая копия с ""Ивана Грозного"" приобретена Кенсингтонским музеем в Лондоне). Будучи уже давно болен, А. в 1872 году был вынужден, для поправления здоровья, поехать сперва в Неаполь, а потом в Рим и Париж. В Риме он исполнил статую ""Петра Великого"" (1872; находится в Петергофском саду, перед ""Монплезиром""), конную фигуру Иоанна III (1872) и ""Иисуса перед народом"" (1874; находится в музее Александра III). В 1875 году составил проект не приведенного в исполнение памятника Пушкину . В 1878 году А. выставил на Парижской Всемирной выставке значительную часть исполненных им произведений и получил за них высшую награду. В 1880 году в С.-Петербурге была устроена отдельная выставка произведений А., и он получил звание профессора. В том же году он переехал в Париж, где прожил почти безвыездно до конца своей жизни. Здесь он исполнил: ""Спинозу"" (1881; находится в музее Академии Художеств), ""Мефистофеля"" (1884), ""Ярослава Мудрого"" (1889), ""Нестора Летописца"" (1889) и ""Ермака Тимофеевича"" (1891; все четыре находятся в музее Александра III). Из этих статуй особенной известностью пользовался в свое время ""Мефистофель"", которому была посвящена горячая статья К.Д. Кавелина в ""Вестнике Европы"" (июль, 1889). Вследствие все усиливающейся болезни А. был вынужден с 1897 года часть времени проводить в Италии на Лаго-Маджоре, но все же, главным образом, работал в Париже. Умер в Гамбурге в 1902 году. Кроме вышеупомянутых работ А., из произведений его наиболее известны: ""Умирающий Сократ"" (1875), ""Голова Иоанна Крестителя"" (1877; оба в музее Александра III), ""Голова Христа"" и ""Христианская мученица"" (оба в Третьяковской галерее). Литература об А. чрезвычайно велика. Самое подробное исследование принадлежит В.В. Стасову (""Марк Матвеевич Антокольский"", СПб., 1905). К этой книге приложены перепечатки главнейших статей об А. и его автобиография. Подробные сведения (с указанием библиографии) в I томе ""Словаря русских художников"" Н.П. Собко и в статье И.Я. Гинцбурга во II томе ""Еврейской Энциклопедии"" Брокгауза-Ефрона.