Главная -
Биографический словарь -
буква Д - Драгомиров Михаил Иванович
Драгомиров, Михаил Иванович - генерал-адъютант, известный военный писатель (1830 - 1905). Военное образование получил в Дворянском полку и военной академии; читал лекции по тактике и военной истории в академии генерального штаба. В 1869 г. назначен начальником штаба Киевского военного округа; в 1873 г. - командующим 14 пехотной дивизией, во главе которой совершил первым переправу через Дунай в ночь с 14 по 15 июня 1877 г. у Зимницы-Систова; тяжело раненный 12 августа 1877 г. на Шипкинском перевале, Драгомиров дальнейшего участия в войне принять не мог. С 1878 г. по 1889 г. Драгомиров занимал должность начальника академии генерального штаба, затем был назначен командующим войсками Киевского военного округа, а в 1897 г., кроме того, занял пост киевского, подольского и волынского генерал-губернатора. В 1903 г. последовало назначение Драгомирова членом государственного совета. Ему принадлежит масса статей, помещенных в ""Военном Сборнике"", ""Инженерном Журнале"", ""Оружейном Сборнике"", ""Артиллерийском журнале"", ""Русском Инвалиде"" и ""Разведчике""; много статей вышло в виде отдельных брошюр и сборников; наиболее крупные из них: ""О высадках в древние и новейшие времена"" (1858); ""Очерки австро-италиано-французской войны 1859 г.""; ""Австро-прусская кампания 1866 г.""; ""Разбор Войны и Мира графа Толстого"" (1868); ""Учебник тактики"" (1879); ""Опыт руководства для подготовки частей к бою"" (1896); ""Подготовка войск в мирное время"" (1896); ""Учение о войне Клаузевица"" (1888); ""Жанна д'Арк"" (1898); ""Дуэли"" (1900); ""Сборники статей"" (1858 - 1881, 1858 - 1882); ""Четырнадцать лет - 1881 - 1895""; ""Одиннадцать лет - 1895 - 1905""; ""Солдатская памятка"" (1891). После пребывания при штабе сардинской армии в войну 1859 г. и в штабе прусской армии в войну 1866 г. у Драгомирова выработалось убеждение, что причины побед и поражений заключаются в нравственных свойствах армии и ее начальников, что главным фактором в боевом деле всегда был и останется человек, и что технические усовершенствования только усиливают природные свойства человека. Будучи профессором в академии генерального штаба и писателем, Драгомиров обращал внимание военного общества на эту сторону военного дела, а занимая должность командующего войсками киевского военного округа, эти взгляды проводил в жизнь в войсках округа. Драгомиров, ополчаясь против ""муштры"", указывал на необходимость воспитания в солдате нравственных и физических качеств и установления рационального обучения. Воспитание солдата должно стремиться к наивысшему развитию в нем находчивости и самопожертвования (""сам погибай, а товарища выручай""), а рациональное обучение должно: 1) учить войска в мирное время только тому, что им придется делать в военное; 2) боевому делу учить в такой последовательности, чтобы из самого хода обучения была видна цель всякого отдела образования; 3) учить преимущественно ""показом, а не рассказом"", и 4) тактику показывать войскам в поле по приемам. К начальникам Драгомиров предъявлял требование любви и знания военного дела и постоянного самоусовершенствования. В тактике Драгомиров являлся горячим проповедником решающего значения ""штыка"", утверждая, что ""пуля и штык не исключают, а дополняют друг друга"", что ""пуля прокладывает дорогу штыку""; ввиду этого тактическая подготовка выливалась в формы, отвечающие стремлению к нанесению удара штыком (быстрое наступление и сомкнутые строи). Составлением в 1900 г. ""устава полевой службы"" Драгомиров призван был оказать влияние на тактическую подготовку всей армии. Но, как показал опыт англо-бурской войны 1899 г. и русско-японской 1904 - 1905 годов, штыковой удар все менее находит себе место, и все более возрастает могущественное значение огня.