Главная -
Биографический словарь -
буква Д - Де-Роберти де-Кастро де-ла Серда Евгений Валентинович
Де-Роберти де-Кастро де-ла Серда, Евгений Валентинович - философ-позитивист. Родился в 1843 г. Окончил Александровский лицей, вместе с Г.Н. Вырубовым . До 1868 г. пробыл за границей, слушая лекции, главным образом, по естественным и социальным наукам. Поместил много статей в журнале ""La philosophie positive"". В 1869 г. издал ""Политико-экономические этюды"". Сотрудничал в ""Санкт-Петербургских Ведомостях"" времени В.Ф. Корша , в ""Знании"" и в ""Слове"". Как земский деятель (Тверской губернии) стал особенно известен речью в тверском дворянском собрании 20 декабря 1880 г., где предложил дворянству ходатайствовать о введении представительства. Живет преимущественно в Париже. Главные его труды: ""Мировоззрения крайнего Востока перед судом социологии"" (""Знание"", 1874, 4); ""Наука и метафизика"" (там же, 1875, 5); ""Социология"" (Санкт-Петербург, 1880; по-французски, Париж, 1881); ""Прошедшее философии"" (Москва, 1886; по-французски, в несколько сокращенном виде, ""L'Ancienne et la Nouvelle Philosophie"", П., 1887); ""L'inconnaissable, sa metaphysique, sa psychologie"" (ib., 1889); ""Agnosticisme"" (ib., 1892); ""La recherche de l'unite"" (1893) [по-русски из последних трудов напечатаны лишь отрывки: ""Пессимистические теории познания"" (""Вопросы философии и психологии"", книга 8) и ""Монизм Герберта Спенсера"" (""Южный сборник в пользу голодающих"", Одесса, 1892)]; ""Le psychisme social"" (1899); ""Les fondements de l'Ethique"" (1900); ""Constitution de l'Ethique"" (1901); ""Nietzsche"" (1903); ""La philosophie du siecle"" (1894); ""La sociologie de l'Action"" (1907). Оставаясь приверженцем позитивизма, Де-Роберти, однако, не держится слепо основных положений Конта, и едва ли найдется хоть одно из них, к которому он не предложил бы той или другой поправки. Работы его встретили самую разнообразную оценку: большинство иностранных критиков (в особенности Vadala-Papale, Icilio Vanni, Гумплович) придает им большое значение; большинство русских (Оболенский , Лесевич , Ткачев и другие) - относится к ним отрицательно.