Главная -
Биографический словарь -
буква В - Веселовский Александр Николаевич
Веселовский, Александр Николаевич - знаменитый историк литературы (1838 - 1906), с 1870 г. профессор Петербургского университета, с 1877 г. академик. Получил первоначальное образование в Москве, где прошел и университетский курс на словесном факультете, занимаясь, главным образом, под руководством профессора Буслаева , Бодянского и Кудрявцева . По окончании курса уехал за границу, сперва в Испанию, где пробыл около года, затем в Германию, где посещал в разных университетах лекции немецких профессоров по германской и романской филологии (см. отчеты Веселовского о занятиях во время заграничной командировки за 1862 - 63 годы в ""Журнале Министерства Народного Просвещения"", ч. CXVIII - CXXI), в Чехию, и, наконец, в Италию, где пробыл несколько лет и напечатал свой первый большой труд, по-итальянски, в Болонье (""II paradiso degli Alberti"", в ""Scelte di curiosita litterarie"", за 1867 - 69 годы). Впоследствии этот труд был переделан автором по-русски (""Вилла Альберти"", новые материалы для характеристики литературного и общественного перелома в итальянской жизни XIV - XV веков, М., 1870; магистерская диссертация). Предисловие к изданию текста, впервые разысканного Веселовским, исследование об авторе этого романа и его отношений к современным литературным течениям, были признаны иностранными учеными (Фел. Либрехт, Гаспари, Кёртинг и др.) во многих отношениях образцовыми, но самое произведение, приписываемое автором Джованни де Прато, представляет лишь исторический интерес. Веселовский указал на особое значение, которое имеет изучение подобных памятников, в связи с вопросом о так называемых переходных периодах в истории, и высказал еще в 1870 г. (""Московские Университетские Известия"", № 4) свой общий взгляд на значение итальянского возрождения - взгляд, который поддерживался им и впоследствии, в статье ""Противоречия итальянского возрождения"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1888), но в более глубокой и вдумчивой формулировке. К той же эпохе возрождения в разных странах Европы относится ряд очерков, которые печатались преимущественно в ""Вестнике Европы"": о Данте (1866), о Джордано Бруно (1871), о Франческо де Барберино и о Боккаччо (""Беседа"", 1872), о Рабле (1878), о Роберте Грине (1879) и др. С диссертацией на степень доктора Веселовский вступил в область историко-сравнительного изучения общенародных сказаний (""Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине"", СПб., 1872), причем в отдельной статье разъяснил значение историко-сравнительного метода, поборником которого он выступил (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", ч. CLII). Отстаивая теорию литературных заимствований (Бенфей, Дунлоп-Либрехт, Пыпин ), в противоположность прежней школе (Як. Гримм и его последователи), объяснявшей сходство различных сказаний у индоевропейских народов общностью их источника в праиндоевропейском предании, Веселовский оттенил важное значение Византии в истории европейской культуры и указал на ее посредствующую роль между Востоком и Западом. Впоследствии Веселовский неоднократно возвращался к этому предмету, дополняя и отчасти исправляя высказанные им раньше предположения. С особой подробностью изучены им циклы сказаний об Александре Великом (""К вопросу об источниках сербской Александрии"" - ""Из истории романа и повести"", 1886), ""О троянских деяниях"" (ibid., т. II; там же разбор повестей о Тристане, Бове и Аттиле), ""О возвращающемся императоре"" (откровения Мефодия и византийско-германская императорская сага), в ряде очерков под общим заглавием: ""Опыты по истории развития христианских легенд"". Исследования Веселовского по народной словесности, именно по фольклору в тесном смысле слова (сличение сходных поверий, преданий и обрядов у разных народов), рассеяны в его трудах о памятниках древней письменности и в его отчетах о новых книгах и журналах по этнографии, народоведению и т. п.; отчеты эти печатались преимущественно в ""Журнале Министерства Народного Просвещения"". Веселовский неоднократно обращался и к рассмотрению вопросов по теории словесности, избирая предметом своих чтений в университете ""Теорию поэтических родов в их историческом развитии"". Вопросу о происхождении лирической поэзии посвящены рецензия Веселовского на ""Материалы и исследования П.П. Чубинского"", статья: ""История или теория романа?"" в ""Записках 2-го отделения Академии Наук"" (1886). Рассмотрению различных теорий о происхождении народного эпоса (ср. ""Заметки и сомнения о сравнительном изучении средневекового эпоса"", ""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1868) посвящен целый ряд исследований. Общие взгляды автора изложены в разных статьях по поводу новых книг: ""Сравнительная мифология и ее метод"", по поводу труда де Губернатиса (""Вестник Европы"", 1873); ""Новая книга о мифологии"", по поводу диссертации Воеводского (ibid., 1882); ""Новые исследования о французском эпосе"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1885). Хотя Веселовский поставил изучение народного эпоса на почву сравнительного рассмотрения устных и книжных преданий в разных литературах, но главным объектом своих исследований он избрал русский народный эпос (см. ""Южнорусские былины"") и предпринял серию ""Разысканий в области русских духовных стихов"". Содержание этих ""разысканий"" весьма разнообразно; зачастую молитвы духовной народной поэзии служат лишь поводом для самостоятельных экскурсов в различные области литературы и народной жизни (например, IV выпуск), а в приложениях напечатаны впервые многие тексты древней письменности на разных языках. Веселовский проявил редкую способность к языкам и, не будучи лингвистом в тесном смысле слова, усвоил большинство неоевропейских (средневековых и новейших) языков, широко пользуясь этим для своих историко-сравнительных исследований. Теория заимствований, в пользу которой Веселовский привел ряд блестящих подтверждений, именно благодаря своей широкой начитанности и умелому указанию путей передачи, окончательно подорвала прежние построения на основе предполагаемых мифов. Веселовский остановился в своих работах только на применении и выяснении теории заимствований. Поставив в самом начале своей деятельности ""вопрос о границах и условиях творчества"" вообще, он исследовал эти условия и границы в разных направлениях: от историко-культурных и историко-сравнительных исследований в области народной словесности, памятников старины и международных сказаний, он переходил к анализу личного творчества выдающихся писателей (см. ""Боккаччо, его среда и сверстники"", 1894 г.; ""Петрарка в поэтической исповеди Canzoniere, 1304 - 1904 годы""; капитальный труд о Жуковском - (""Поэзия чувства и сердечного воображения"", 1904; ""Пушкин народный поэт"" и др.) и затем как бы сосредоточил свои силы, главным образом, на разработке основ исторической поэтики. Такая поэтика, которую он имел в виду создать, должна была охватить в широком синтезе все формы и виды поэзии, решая вопрос о генезисе родов поэзии на принципе строгого историзма. Вполне осуществить эту задачу универсального объема ему не удалось, но в ряде статей, посвященных вопросам поэтики (""Из введения в историческую поэтику"", ""Из истории эпитета"", ""Эпические повторения"", ""Психологический параллелизм"", ""Три главы из исторической поэтики""; см. первый том ""Собрания Сочинений""), им с достаточной ясностью намечены пути и методы в решении проблем зарождения поэзии, дифференциации ее родов из первоначального синкретизма, выделения песни из обряда, перехода от ""коллективного"" к личному творчеству, анализа разных атрибутов поэзии и поэтического языка. Позитивист и аналитик, Веселовский отбрасывал всякие априорные построения и принятые раньше категории, отстраняя определения на основании отвлеченных признаков, держась лишь строгой последовательности фактов. Он группировал их или в исторической преемственности, или в эволюционном построении, не стесняясь для последней цели брать факты из самых различных источников, выясняя пробелы прошлого наблюдениями над настоящим, сближая явления на низшей и высшей ступенях творчества, когда они вызваны аналогичными психическими условиями. Казалось, он действительно готов был охватить всю область художественного творчества человека и как бы сковать ее законами неумолимого детерминизма. Вопросы генезиса и эволюционные процессы его особенно увлекали. Эстетику он наивозможно обходил, если не вполне отрицал, но выказывал несомненное эстетическое чутье во многих оценках и отзывах. Не решая вопросов о сущности таланта и гениальности, Веселовский стремился вывести законы поэзии из наблюдений преимущественно над ""групповыми"" явлениями и ""коллективным субъективизмом"". Грандиозный замысел, над которым Веселовский неуклонно работал всю жизнь, остался незавершенным, но, быть может, он и не мог быть осуществлен в тех пределах позитивного историзма, которые Веселовский сам себе наметил. Им добыт ряд крайне ценных наблюдений и выводов над отдельными явлениями словесного творчества; собран колоссальный материал, свидетельствующий об эрудиции, какою не обладал ни один из современных ему ученых - филологов, историков литературы, этнографов и фольклористов; сделано несколько важных обобщений и намечены пути для дальнейшей работы. Исправлять и дополнять всегда легче, чем создавать заново. - Смерть Веселовского вызвала ряд некрологов и статей профессора Ф.А. Брауна (в ""Журнале Министерства Народного Просвещения"", 1907, № 4); профессора Д.К. Петрова ""А.Н. Веселовский и его историческая поэтика"" (ibid); Е.В. Аничкова в ""Стране"", 1906, октябрь; Ф.Д. Батюшкова в ""Речи"", 1906, октябрь. Обстоятельные очерки научной деятельности Веселовского: Е.В. Аничкова (в ""Вопросах теории и психологии творчества"", I, Харьков, 1911); А.Н. Пыпина ""История русской этнографии"" (1891, т. II; в приложении дана краткая автобиография Веселовского). - Полное собрание сочинений Веселовского предпринято, после его смерти, Императорской Академией Наук, под наблюдением особой комиссии из бывших учеников Веселовского. Все издание распределено на 8 серий. Напечатаны тома III и IV (из серии: Италия и Возрождение) под редакцией профессора Д.К. Петрова (1908 - 09). Заканчиваются печатанием два первые тома (""Поэтика""), первый под редакцией Ф.Д. Батюшкова , второй (посмертное издание рукописи) под редакцией В.Ф. Шишмарева. Биография Веселовского приготовляется к печати его сыном, Александром Александровичем Веселовским. - Ср. ""Указатель к научным трудам А.Н. Веселовского, 1859 - 95"" (СПб., 1896) и П.К. Симони ""К XL-летию учено-литературной деятельности профессора и академика А.Н. Веселовского"" (СПб., 1906). Ф. Батюшков.