Электронные словари и энциклопедии: Большой энциклопедический словарь, Словарь Даля, Словарь Ожегова и т.д.

Биографический словарь
"Верстовский Алексей Николаевич"

Главная - Биографический словарь - буква В - Верстовский Алексей Николаевич
Биографический словарь
Искать!

Верстовский Алексей Николаевич - русский композитор. Родился 18 февраля 1799 г. в Тамбовской губернии, в помещичьей семье. Окончил курс в институте инженеров путей сообщения; обучался теории музыки у Брандта и Цейнера. К самому раннему периоду музыкального творчества Верстовского относятся фортепианная соната, песни, куплеты для водевилей. Инженерной карьере он предпочел музыкальную и вращался в артистическом мире Петербурга, не раз выступая в частных домах как актер и певец. Его опера-водевиль ""Бабушкины попугаи"" (перевод с французского П.И. Хмельницкого) была поставлена в 1819 г. в Петербурге; за ней последовали оперы-водевили: ""Карантин"" (1820), ""Новая шалость, или Театральное сражение"" (1882, в сотрудничестве с Маурером и Алябьевым ); ""Дом сумасшедших, или Странная свадьба"" (1822); ""Сантиментальный помещик"" (1822). Больше всего имела успех ""Дом сумасшедших"", шедшая на сцене еще в 1849 г. В 1822 г. Верстовский переселился в Москву, поступив на службу в московскую контору императорских театров. В 1825 г. он был назначен ""инспектором репертуара и трупп"", а в 1842 г. - управляющим московской конторой. Верстовский имел почти неограниченное влияние на театральные дела. Большое влияние на театральную жизнь оказывала и его жена. В Москве в первый период его деятельности ставились один за другим водевили с его музыкой: ""Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье"" (1822), ""Хлопотун, или Дело мастера боится"" в одном акте (1824), ""Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки"", ""Встреча дилижансов"", ""Тридцать тысяч человек"", ""Три десятка"" (последние четыре - в 1825 г.). При открытии Петровского театра в Москве (1825) поставлен был пролог ""Торжество Муз"", в котором музыка гимна принадлежала Верстовскому. Последние водевили с музыкой Верстовского (иногда в сотрудничестве с Алябьевым) поставлены в 1827 - 32 годах (""Пастушка, старушка, волшебница, или Что нравится женщинам"", ""Средство выдавать дочерей замуж"", ""Новый Парис"", ""Станислав"" и ""Рославлев""). В патриотической пьесе Скобелева ""Кремнев"", шедшей в 1839 г., песня Насти принадлежит Верстовскому (на ее тему Вьетан сочинил вариации для скрипки). В 1827 г., по мысли С.Т. Аксакова , Верстовский приступил к сочинению оперы ""Пан Твардовский"" (на либретто Загоскина ), поставленной в 1828 г. в Москве с большим успехом. Опера ""Вадим, или Двенадцать спящих дев"", на либретто профессора С.П. Шевырева из одноименной поэмы Жуковского (2-я часть), шла впервые в Петербурге в 1832 г. Настоящую славу дала Верстовскому опера ""Аскольдова могила"" (либретто Загоскина), поставленная в Москве 16 сентября 1835 г., в Петербурге - 27 августа 1841 г. с знаменитым Петровым в роли Неизвестного. До конца 1860-х годов она была дана в императорских театрах - в Петербурге около 200, в Москве более 400 раз. Последовавшие за ней оперы - ""Тоска по родине"" (1839), ""Чурова Долина, или Сон на яву"" (1841) и ""Громобой"" (1858; либретто Д. Ленского по первой части ""Вадима"" В.А. Жуковского) далеко на имели успеха ""Аскольдовой Могилы"" и скоро сошли с репертуара. Верстовскому принадлежат еще музыка к различным драматическим произведениям (""Сила Песнопения"", 1817; ""Гезиод и Олаф"", 1827); кантаты и хоры, в том числе ""Три песни, или Освальд"" и ""Певец во стане русских воинов"", кантата на слова С.П. Шевырева для празднования в январе 1855 г. юбилея Московского университета, гимн для хора с оркестром ""Велик Господь"", два военных гимна; несколько десятков романсов; из них ""Черная шаль"" (Пушкин ) и ""Колокольчик"" исполнялись со сценой, а цыганский романс ""Старый муж, грозный муж"" (Пушкин) исполняла не раз Полина Виардо-Гарсиа ; два польских для оркестра; три обедни с духовными концертами (1830), исполненные в церквах университетской и Святого Вознесения в Москве (не изданы). В 1826 г. Верстовский совместно с А.И. Писаревым издал ""Драматический Альбом на 1826 г."" в двух частях, музыкальной и литературной; в последней имеется статья Верстовского (не оконченная): ""Отрывки из истории драматической музыки"". В 1827 - 1828 гг. он издавал ""Музыкальный Альбом"". В этих альбомах помещены и некоторые его музыкальные сочинения. С выходом в отставку (1850) Верстовский не только потерял влияние, но и прямо был забыт (кроме ""Аскольдовой могилы""). В письме, написанном в 1861 г., он жалуется на судьбу: ""За ""Аскольдову могилу"" московская дирекция выдала мне единовременно две тысячи ассигнациями - собрала же сто тысяч серебром доходу с оперы, и я теперь, будучи в отставке, должен покупать себе место в театре, чтобы взглянуть на старые грехи мои..."" Он умер 5 ноября 1862 г. Значение Верстовского в истории русской музыки основывается, главным образом, на его операх, из которых наиболее типична ""Аскольдова могила"", и теперь изредка появляющаяся на русских сценах. В операх Верстовского музыка сменяется разговором, как и в водевилях. Композиторская техника несовершенна. Музыка не получает полного развития; вокальные формы (соло, дуэты) сводятся к ряду куплетов с повторяющейся при каждом куплете музыкой. Оркестр самостоятельного значения не имеет; оркестровка примитивна. Она, очевидно, затрудняла композитора, и зачастую он поручал эту работу капельмейстеру театра. В центральной музыкальной библиотеке императорских театров хранится партитура ""Аскольдовой могилы"" с оркестровкой Воячека. В операх Верстовского отразилось романтическое направление, господствовавшее в то время и в русской литературе. Музыка порою очень наивна, несмотря на влияние Моцарта и Вебера. Как у последнего, и у Верстовского замечается склонность к фантастике, но этот элемент слабо выражен. Драматизм почти отсутствует. Но в музыке Верстовского есть также и более сильные и характерные стороны. Ему не чужд был юмор, что подметил еще Серов . Мелодическое творчество его непринужденно, разнообразно, типично и носит национальный отпечаток; хотя русский склад и гармонизация не выдержаны, но эта особенность его музыки делает его, вместе с Алябьевым, предшественником Глинки , в деле создания национальной русской школы в музыке. Рукописи Верстовского хранятся (по его завещанию) в московской консерватории. - Ср. Н. Финдейзен , ""А. Н. В."" (""Ежегодник Императорских Театров"", 1896 - 97 годы, 2-е приложение). В ""Русской Музыкальной Газете"", 1899, № 1, напечатан список сочинений Верстовского и библиография о нем.


Поделитесь с друзьями:


Вы можете поставить ссылку на это слово:

будет выглядеть так: Верстовский Алексей Николаевич


будет выглядеть так: Что такое Верстовский Алексей Николаевич

Реклама:
Толковые словари и Энциклопедии. Словарь - Верстовский Алексей Николаевич - Биографический словарь - Толковые Словари и Энциклопедии