Главная -
Биографический словарь -
буква В - Василий Емельянович
Василий Емельянович (1729 - 1797) - старообрядец поморского согласия, основатель покровской часовни в Москве. Беспоповцы, отправляясь от мысли о пришествии антихриста, отрицательно относились к браку. На практике вопрос об отношении полов улаживался компромиссным путем. Иногда, однако, он обострялся, и поднимались нескончаемые споры. Современник Василия, организатор Федосеевского Преображенского кладбища в Москве, Ковылин, запрещение брака предъявлял в решительной форме. Преображенцы закрывали глаза на действительность: ""Хоша семерых роди, только замуж не ходи"". Такое грубое расхождение жизни с учением для многих было невыносимо. Отсюда появление книги стародубского беспоповца Ивана Алексеева ""О тайне брака"", в которой он говорит, что брак есть тайна хотя и не в смысле таинства, как понимает его православная церковь. Наставления Алексеева возымели действие: беспоповцы стали венчаться у ""никониан"". Тогда выступил Василий Емельянович. Он первый, по словам Павла Любопытного , ""открыл в Москве начало брачного чина и первый из пастырей стал торжественно избавлять женящихся христиан от явной пропасти никониазма"". Он заявил: ""Не в том де замыкается сила таинства брака, чтоб в церкви, или через попа оную отправить; но по согласию сочетавающихся и благословению с обеих сторон родителей. Бог венчает и нам в том недостаток дополнит"". Всех обращавшихся к нему беспоповцев Василий стал благословлять на брак: ""Женившийся не согрешает, брак чист и ложе нескверно"". Вокруг Василия составилась группа горячих приверженцев до 50 человек. Купец Монин предложил уступить для постройки молитвенного дома землю, на которой, благодаря влиянию Василия и пожертвованиям богачей, скоро появилась деревянная часовня в нынешнем 2-м квартале Лефортовской части, а при ней просторное здание для призреваемых. В 1765 г. Василий был назначен настоятелем часовни. Новая община организовалась по правилам Денисова, приняла Выгорецкий устав и стала под преобладающее влияние Выговского монастыря. Началась упорная борьба с Преображенским кладбищем. Ковылин вынужден был созвать собор на кладбище. Покровцы пошли туда уверенно и смело, но собор не оправдал их ожиданий. Ковылин вместо рассуждений о браке поставил вопрос об антихристе. Это был удачный маневр. Отвергнуть мысль об антихристе - значило пошатнуть все здание беспоповщины в самом его основании. Василий только отчасти помог делу заявлением, что ""относительно бытия антихристова в мире, чувственно или духовно он царствует"", спорить дело излишнее, так как предмет этот ""не до веры принадлежит"". С этих пор дело Василия Емельяновича развивалось все с меньшим успехом. Ковылин вполне ценил силу противника. По одному известию, однажды он пригласил к себе Василия, и ""сей раб Божий сего Ковылина уста словом Божиим связа и молчати того устрои и его учение сокруши. Вторый Ирод ударил истину глаголющаго по лицу своею рукою"". Василий 30 лет управлял Покровской часовней. Он написал немало сочинений, список которых дает Павел Любопытный в своем каталоге. - См.: П.Н. Милюков ""Очерки по истории русской культуры"" (в. 2, изд. 4-е, СПб., 1905); Ливанов ""Раскольники и острожники"", т. III; профессор И. Нильский ""Семейная жизнь в русском расколе"". Исторический очерк раскольнического учения о браке (в. I, СПб., 1869).