Главная -
Биографический словарь -
буква Б - Бялик Хаим-Нахман
Бялик, Хаим-Нахман - современный еврейский поэт. Родился в 1874 г. в бедной семье, в одном из местечек Волыни. Рано потеряв отца, мальчик попал в Житомир к деду, старому талмудисту, был отдан в хедер; позднее учился в Воложинском ""ешиботе"" - высшей школе талмудического знания. Дальнейшая жизнь Бялика полна скитаний и тяжелой борьбы за существование; лишь сравнительно поздно он посвятил себя всецело литературе. Последние годы живет в Одессе, руководя одним из лучших еврейских книгоиздательств. Мотивы поэзии Бялика глубоко национальны: он ярко выразил и тоскливость еврейского быта, и трагический ужас еврейского распада, и тяготение к солнцу, к настоящей полной жизни, и бунт еврейской души против векового рабства. Сообразно этим основным мотивам можно разделить произведения Бялика на три категории. К первой относятся страницы, отражающие - то в символах, то в бытовых картинах - всю безотрадность еврейского существования. Ко второй категории относятся стихотворения, посвященные жизни во всей ее полноте и красоте, недоступной сынам гетто. Это - страстные гимны в честь солнца, природы, любви. Третью категорию составляют произведения, в которых Бялик воплотил протест и бунт еврейской души. Мятеж Бялика не направлен непосредственно против внешнего гнета: для него главный момент еврейского падения - в покорности, в пассивности самого еврейства, и против этой психологии ""побитого раба"" он ополчается с редкой силой укора и негодования. Самое выдающееся из произведений этого рода - ""Сказание о погроме"", явившееся ответом на кишиневские события 1903 года. Особняком стоят ""Мертвецы пустыни"" - лучшая из поэм Бялика, оригинально задуманная и художественно разработанная попытка воссоздать древнее величие Израиля, те дни, когда ныне смиренный народ еще был мятежным, ""жестоковыйным"" племенем и умел бороться против людей и Бога. В современной еврейской поэзии Бялику принадлежит первое место. Стихотворения Бялика написаны на еврейском, а некоторые на разговорно-еврейском языке; они неоднократно переводились на европейские языки; в 1911 г. вышли три сборника переводов: на русском языке - Жаботинского (""Песни и поэмы"", 2-е изд., СПб., 1912), на немецком и на итальянском.