Главная -
Биографический словарь -
буква Б - Буренин Виктор Петрович
Буренин, Виктор Петрович - известный критик, поэт и драматург, сын архитектора; родился в 1841 г.; учился в московском дворцовом архитектурном училище. Первыми печатными произведениями его были юмористические куплеты: ""Шабаш на Лысой горе, или Журналистика в 1862 г."" (в ""Искре"" 1862 г.) и ""Драматические сцены"" по поводу выхода ""Современника"" (в ""Современнике"" 1863 г., кн. 4), за подписью ""Владимир Монументов"". На страницах ""Искры"" 1863 - 66 годов появился ряд юмористических стихотворений Буренина. В 1863 г. в журнале ""Зритель"" Буренин поместил ряд стихотворений оригинальных и переводных, а также юмористических очерков в стихах и прозе под разными псевдонимами. В 1863 г. Буренин переселился в Санкт-Петербург, где в первые годы не покидал своей профессии архитектора, состоя помощником архитектора по клинике баронета Виллие . В это время появляются его переводы стихотворений Барбье, Томаса Гуда, Виктора Гюго, Гейне, Байрона, Альфреда де Мюссе, Альфреда де Виньи, Гуцкова, Кальдерона, Леопарди, Ариосто и др. Некоторые из них были напечатаны в ""Библиотеке для чтения"" Боборыкина , в ""Русском Слове"" Благосветлова и в ""Вестнике Европы"" (с 1868 г.), ""Беседе"", ""Деле""; писал также в ""Неделе"" (под псевдонимом ""Благонамеренного гражданина""), в ""Отечественных Записках"" редакции Некрасова ; здесь в числе различных пьес Буренина, переводных и оригинальных, был напечатан ряд юмористических его стихотворений-пародий под общим заглавием ""Военно-поэтические отголоски"" (1871, кн. 1 и 3). Эти стихотворения подписаны псевдонимом ""Выборгский пустынник"" так же, как и ""Песнь о Педефиле и Педемахе"" (вышучивание Каткова и Леонтьева ), напечатанные в том же журнале (1871, кн. 6). Начиная с 1865 г., Буренин отдался преимущественно газетной деятельности, работая в качестве одного из постоянных сотрудников ""Санкт-петербургских Ведомостей"" редакции В.Ф. Корша , где еженедельно, почти в течение 10 лет, появлялись его обзоры ""Журналистики"" и критические фельетоны, подписанные буквою Z. Под псевдонимом ""Маститого Беллетриста"" он печатал там же свои рассказы и повести. Наравне с А.С. Сувориным Буренин был один из видных застрельщиков воинствующего либерализма. Его язвительные насмешки над консервативными писателями ""Русского Вестника"" так ожесточили последних, что по проискам их у Корша в 1874 г. была отнята газета. Но вскоре деятельность Буренина изменяется до неузнаваемости. Он становится членом редакции газеты ""Новое Время"" и одним из главных застрельщиков реакции 1880-х годов. Еженедельно появлялись его ""Критические очерки"" и время от времени пародии и памфлеты в стихах под псевдонимом ""Граф Алексис Жасминов"". Отдельные сборники сочинений Буренина: ""Очерки и пародии"" (СПб., 1874); ""Былое"", стихотворения (СПб., 1880); ""Стрелы"", стихотворения (СПб., 1880; 2-е изд., СПб., 1889); ""Песни и шаржи"", новые стихотворения (СПб., 1886); I - ""Мертвая нога"" (таинственный процесс) и II - ""Роман в Кисловодске"" (3-е изд., СПб., 1889 - две повести); ""Из современной жизни. Фельетонные рассказы Маститого Беллетриста и пр."" (СПб., 1879); ""Критические очерки и памфлеты"" (СПб., 1884); ""Литературная деятельность Тургенева. Критический этюд"" (СПб., 1884); ""Критические этюды"" (СПб., 1888); ""Хвост"" (собрание пародий, 1891; 3-е изд., 1893); ""Пипа и Пуся"", юмористические рассказы"" (СПб., 1894); ""Голубые звуки и белые поэмы"" (1895). Буренин написал либретто к опере Ц. Кюи ""Анджело"" (СПб., 1875) и драматические произведения: ""Медея"" (СПб., 1884, в сотрудничестве с А. Сувориным); ""Мессалина"" (1885); ""Смерть Агриппины"" (СПб., 1886); ""Комедия о княжне Забаве Путятишне и боярыне Василисе Микулишне"" (М., 1890); ""Пленник Византии"" (драма, 1893); ""Диана Форнари"" (драма, 1894); ""Все хорошо, что хорошо кончилось"" (комедия, 1893); ""Матрона Эфесская"" (оперетта, музыка Иванова ); ""Ожерелье Афродиты"" (драма, 1896); ""Потонувший колокол"" (перевод сказки-драмы Г. Гауптмана, 1897); ""Сердце принцессы Озры"" (1898); ""Забава Путятишна"" (текст к опере, музыка М. Иванова, 1897); ""Не знаешь, где найдешь"" (комедия, перевод); ""Женщина с кинжалом""; ""Нерон"" (трагедия, перевод); ""Императрица Византии"" (драма) и др. Часть драматических произведений вошла в сборник ""Театр"" (т. I-II). Буренин, как лирик, превосходно владеет стихом; очень удачны его переводы иностранных поэтов; в оригинальных серьезных стихотворениях раннего периода чувствуется поэтическая жилка. Часто блестяще остроумны, при всей своей грубости, пародии и шаржи Буренина. Как критик он лишен определенных критериев, вялый в тех чрезвычайно редких случаях, когда хвалит, ярок только в своих отрицательных оценках. Все литературное движение последних 40 лет находило в нем ожесточеннейшего противника. Но литературная физиономия Буренина определяется не столько этим враждебным отношением, сколько теми приемами, к которым прибегал критик в своих выпадах. В академических выражениях эти приемы не могут быть охарактеризованы. Все то, что неразрывно связано с представлением о ""Новом Времени"", в лице Буренина получило свое наиболее яркое выражение.