Больска (Щавинская, графиня Диенгейм-Брохоцка), Аделаида Юлиановна, урожденная Скомпская - выдающаяся певица (лирическое и колоратурное сопрано). Родилась в 1864 г. в Москве. После окончания московской консерватории, где она училась у профессора Гольвани и Ф. Коммисаржевского, она отравилась в Италию. В Милане она с успехом выступала в ""Фаусте"" и других операх. В Париже пела в концертах Ламуре и Колонн. С 1897 г. примадонна Императорского Мариинского театра в СПб. В 1900 и 1901 годах выступала в Большом Императорском театре в Москве. Пела также в Барселоне и в Лондоне. Ее передача при мягком тембре голоса отличается большой музыкальностью, точностью, строгим вкусом и художественной простотой.
Больска Аделаида Юлиановна (Bolska Adela, Adelaida/Adelina).
Урожденная Аделина Скомпская.
Оперная певица, сопрано, вокальный педагог.
Родилась 4 (16) ноября 1863 г. на Подолье (Западная Украина).
Скончалась 29 сентября 1930 г. в Таллинне, похоронена в Варшаве на Повозках. С 1918 г. итальянская подданная
[1].
По мужу - графиня Диенхейм-Брохоцка-Щавиньска
[2].
С 1883 по 1888 обучалась в Московской консерватории у педагогов Дж. Гальвани и Ф. Коммиссаржевского [правильное написание фамилии]. Окончила консерваторию с малой серебряной медалью и затем в течение года совершенствовала вокальное мастерство в Италии. Сезон А. Скомпская выступала в театрах Милана и Лоди, участвовала в концертах дирижеров-новаторов Шарля Ламурё и Эдуарда Колонна
[3]
В 1889 дебютировала на сцене московского Большого театра в партиях Памины («Волшебная флейта»), Гориславы («Руслан и Людмила») и Татьяны («Евгений Онегин»). Выступала на этой сцене до 1892 под фамилией
Скомпская. С сентября 1893 г. вынуждена уволиться из-за болезни, не доработав по контракту и уехать лечиться во Францию. В 1893 г. вышла замуж за графа Диенгейм-Щавиньского-Брохоцкого
[4]. В 1894 г. родила дочь Марию Ванду. Не бросила заниматься вокалом. Брала уроки у знаменитой французской певицы Миолан-Карвальо М.-К. По настоянию друзей в 1896 г. начала свою концертную деятельность. Именно, в Париже певица придумала себе сценический псевдоним – Больска [псевдоним не склоняется], взяв фамилию героя «Приключения Ладислава Больского» ("L'aventure de Ladislas Bolski") Виктора Шербюлье. С успехом выступила в «Лисео» в Барселоне. После удачного выступления в Испании певицу пригласили в Париж, в Лондон, в Петербург. Подписала контракт с Дирекцией императорских театров в качестве солистки в Мариинский театр. Вернувшись в Россию, дебютировала в партии Эльзы «Лоэнгрин» Р. Вагнера. И с 15 октября 1897 была принята в театр, выступала на его сцене в ведущих оперных партиях вплоть до 1918. Во время летних отпусков гастролировала в городах русской провинции: Тифлисе (антреприза П. Зурабова и М. Валентинова), Харькове, Киеве и Одессе (антреприза М. Валентинова), Таганроге, Черкасске, Екатеринославе, Кишиневе, Кисловодске. Также часто выступала в Варшаве, Лондоне, Париже. В 1918 уволена из театра по причине принадлежности к родовитой аристократии. Эпизодически выступала в концертных программах. С 1920 по 1922 вела вокальный класс в Петроградский консерватории
[5]. В 1923 уехала в Варшаву. Там преподавала в Консерватории.. В 1894 г. родила дочь Марию Ванду. Не бросила заниматься вокалом. Брала уроки у знаменитой французской певицы.
Благодаря певице удалось получить согласие царя Николая II на установку памятника Фридерику Шопену в Варшаве. Вместе с мужем графом Александром Динхейм-Брохоцким-Щавиньским организовала комитет и несколько лет помогала собирать деньги на памятник, устраивала благотворительные концерты в Петербурге, Варшаве, Лондоне. В 1926 г. открыли памятник Шопену, работы Вацлава Шимановского. Сейчас знаменитый памятник находится в парке Лазенки польской столице
[6].
В Варшавском народном музее хранится портрет А. Больской Яна Чонглинского в роли Зиглинды.
В книге «Петербургская опера и ее мастера» Э. Старк писал: «Больска являла собой счастливое сочетание артистического таланта с блестящей сценической внешностью. Она была среднего роста, отлично сложена, стан имела стройный и гибкий и в каждом ее движении сказывалось врожденное изящество... Лирико-колоратурное сопрано Болъски было очень чисто, очень нежно, полнозвучно... Диапазон очень обширный... Ее голос... был отделан до предельного совершенства. Ее гаммы, трели, стаккато казались по своей свободе, легкости, чистоте и четкости настоящими перлами высоко развитого вокального искусства. Все это струилось у нее каким-то каскадом жемчужных брызг, вызывая невольное восхищение. Когда же Больска покидала эти заоблачные высоты и спускалась в область более естественного и правдивого оперного языка, в область мелодического речитатива, она и тут выказывала мастерство подлинной художницы пения. Ибо здесь каждая фраза приобретала большую пластическую гибкость и прелесть выражения неизъяснимую, что в соединении с превосходной дикцией ставило Болъску наряду с лучшими мастерами музыкальной речи. Кроме того Больска обладала исключительной музыкальностью и тонкою способностью овладевать стилем произведения... по тому, как она тщательно продумывала и до мелочей отделывала каждую свою роль, видно было, что ей немного не хватало для того, чтобы стать той артисткой музыкального театра, в которой обе культуры - певческая и актерская - сливаются в одно гармоническое целое».
Репертуар:
Партии, впервые исполненные на оперной сцене (мировая премьера):
Леонора «Ролла» А. Симона (Москва, Большой театр, 17 апреля 1892).
Волхова «Садко» Н. Римский-Корсакова (Петербург, Мариинский театр, 26 января 1901)
Марфа «Царская невеста» Н. Римский-Корсакова (Петербург, Мариинский театр, 30 октября 1901)
Дамаянти «Наль и Дамаянти» А. Аренского (Петербург, Мариинский театр, 9 сентября 1908 г.)
Партии, впервые исполненные на русском языке:
Эльза «Лоэнгрин» Р.Вагнера (Москва. Большой театр. 16 октября 1889)
Зиглинда «Валькирия» (Петербург, Мариинский театр, 24 ноября 1900)
Ева «Нюрнбергские мейстерзингеры» (Петербург, Мариинский театр, 20 марта 1914)
Другие партии:
Людмила и Горислава «Руслан и Людмила» М. Глинки
Татьяна «Евгений Онегин» П. Чайковского
Волхова «Садко», Снегурочка «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова
Франческа «Франческа да Римини» Э. Направника
Катарина Брагадини «Анджело» Ц. Кюи
Сефиза «Месть амура» А. Танеева
Эвридика «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка
Памина «Волшебная флейта», Церлина «Дон Жуан» В.А. Моцарта
Агата «Волшебный стрелок» К.М. Вебера
Галька «Галька» Ст. Монюшко
Виолетта «Травиата» Д. Верди
Мими «Богема» Д. Пуччини
Маргарита «Гугеноты» Д. Мейербера
Маргарита «Фауст», Джульетта «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно
Джульетта и Антония «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха
Эсклармонда «Эсклармонда» Ж. Массне.
Маша«Капитанская дочка» Ц. Кюи
Лиза «Пиковая дама» П. Чайковского
В Петербурге жила по адресу: улица Глинки, дом 1.
В Париже жила по адресу: 25 rue decamps, 75116 Paris.
Записывалась на грампластинки. Сохранились записи: фирма «РАОГ» - два дуэта с А. Лабинским.
Иванова Мара
[1] Домовая книга домохозяйства № 26 1 Райжил. Управления Октябрьского района. Ул. Глинка 1/3. 1917-22 гг. / ЦГАСПб. Ф. 7965. Оп.1, Д. 440. Лл. 18 об.
[2] Z żałobnej karty.[Из траурного листа-И.М.] / Muzyka. 1930. №11-12. S.717.
[3] Г. Тимофеев. Краткие биографические сведения. Больска (урожд. Скомпская, Щавиньская, гр. Диенгейм-Брохоцка) Аделаида Юлиановна. Б.д. / Пушкинский Дом. Оп. 377. Оп.7. Д.539 (Архив С.А. Венгерова). Л.1.
[4] Чайковский П.И.Полное собрание сочинений. М.:Музыка, 1981. Т.XVII. С. 107.
[5] Справка. 1927.//ЦГАЛИ СПб. Ф298.Оп.1. Д.143. Л. 242.
[6] Iwanowa Mara. Adela Bolska./Ruch muzyczny. 13 maja 2007. № 10. S. 29-31.