Главная -
Биографический словарь -
буква Ш - Штейбен Шарль
Штейбен (Шарль, барон де Steuben) - французский живописец, сын вюртембергского офицера, родился в 1788 г. В детстве переселился в Россию вместе со своим отцом, принятым на ее службу, и некоторое время посещал санкт-петербургскую академию художеств в качестве вольноприходящего ученика, а потом был пажом при великой княгине Марии Павловне в Веймаре. Отсюда, при помощи своих покровителей, он отправился в Париж и поступил в ученики к Л. Давиду, но вскоре перешел от него в мастерскую Робера Лефевра и затем работал под руководством Жерара. Первая его картина, выставленная в парижском салоне 1812 г., ""Петр Великий в бурю на Ладожском озере"", произвела большое впечатление на публику и была приобретена Наполеоном I; Людовик XVIII приказал воспроизвести ее в гобеленовом ковре, который послан в подарок императору Александру I (он находится теперь в большом петергофском дворце, а самая картина в амьенском музее). Приобретя таким образом сразу известность, Штейбен поддерживал и усиливал ее дальнейшими своими работами в историческом, жанровом и портретном роде. Важнейшие из его произведений, исполненных в Париже, - ""Святой Герман, раздающий свое имущество бедным"" (1819; в церкви Сен-Жермен де-пре, в Париже), ""Меркурий усыпляет Аргуса"" (1822; в компьенском дворце), ""Вильгельм Телль, выскакивающий из шлюпки Гесслера"" (1822), ""Клятва трех главарей швейцарского восстания на Рютли"" (1824), ""Эпизод из юности Петра Великого"" (царица Наталья Кирилловна защищает Петра от стрельцов, ворвавшихся в собор Троицко-Сергиевой лавры; 1827; в валаньенском музее), ""Сендрильона"", ""Смерть Наполеона I"" (1830), ""Иоанна Безумная, ожидающая пробуждения своего мертвого мужа, Филиппа Прекрасного"" (1836; в лилльском музее), ""Эсмеральда и Квазимодо"" (1839; в нантском музее), ""Христос, приведенный на Голгофу"" (1841), ""Иосиф и жена Пентефрия"" (1843), ""Самсон и Далила"" (1843); ""Взятие Богоматери на небо"" (в страсбургском соборе), плафон ""Милосердие Генриха IV после битвы при Иври"" и портреты сподвижников этого государя на сводах потолка в одной из зал Луврского музея, картина ""Победа Карла Мартелла над Абдерамом"" и двенадцать портретов исторических лиц, в версальском музее. В 1831 г. король Людовик-Филипп, в виду таланта и заслуг Штейбена, пожаловал ему баронское достоинство. В том же году он был сделан профессором рисования в парижском политехническом училище. В 1833 г. наша академия художеств присудила ему звание ее почетного вольного общника. В 1843 г. он был вызван в Санкт-Петербург для исполнения семи образцов, заказанных ему для Исаакиевского собора. Кроме этих образцов, вставленных в ниши внутренних столбов и пилястр собора (""Рождество Иоанна Предтечи"", ""Святой Иоаким и Анна"", ""Рождество Богородицы"", ""Вход в Иерусалим"", ""Распятие"", ""Воскресение Христово"" и ""Взятие Богоматери на небо""), Штейбен написал в Санкт-Петербурге большую картину: ""Смерть генерала Моро в лейпцигской битве"" и несколько прекрасных портретов (Гарфункля, В. Кокорева , Мамонтова, актера Самойлова и др.). Из России он уехал обратно во Францию в 1854 г. уже совсем больным, вследствие паралича. В Париже было с ним еще два удара, лишившие его способности работать. Прострадав два года, он умер 21 ноября 1856 г. По характеру своего творчества Штейбен принадлежал к представителям романтизма, явившегося во французской живописи на смену псевдоклассицизма школы Давида. Его произведения отличаются зрелой обдуманностью композиции, отличным рисунком и эффектностью красок, но стремление к драматичности приводило его при изображении многофигурных сцен к театральности.