Главная -
Биографический словарь -
буква Т - Ткачев Петр Никитич
Ткачев (Петр Никитич) - писатель. Родился в 1844 г. в Псковской губернии, в небогатой помещичьей семье. Поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но, вскоре, за участие в студенческих беспорядках, попал в Кронштадтскую крепость, где просидел несколько месяцев. Когда университет был вновь открыт, Ткачев, не поступая в число студентов, выдержал экзамен на ученую степень. Привлеченный к одному из политических дел (так называемому ""делу Баллода""), Ткачев отсидел несколько месяцев в Петропавловской крепости, сначала в виде ареста подследственного, потом по приговору Сената. Писать Ткачев начал очень рано. Первая его статья (""О суде по преступлениям против законов печати"") была напечатана в № 6 журнала ""Время"" за 1862 г. Вслед затем во ""Времени"" и в ""Эпохе"" помещено было, в 1862 - 64 годах, еще несколько статей Ткачева по разным вопросам, касавшимся судебной реформы. В 1863 и 1864 г. Ткачев писал также в ""Библиотеке для Чтения"" П.Д. Боборыкина ; здесь помещены были, между прочим, первые ""статистические этюды"" Ткачева (преступление и наказание, бедность и благотворительность). В конце 1865 г. Ткачев сошелся с Г.Е. Благосветловым и стал писать в ""Русском Слове"", а затем в заменившем его ""Деле"". Весной 1869 г. он был вновь арестован и в июле 1871 г. приговорен санкт-петербургской судебной палатой к 1 году и 4 месяцам тюрьмы (по так называемому ""Нечаевскому делу""). По отбытии наказания Ткачев выслан был в Великие Луки, откуда вскоре эмигрировал за границу. Прерванная арестом журнальная деятельность Ткачева возобновилась в 1872 г. Он опять писал в ""Деле"", но не под своей фамилией, а под разными псевдонимами (П. Никитин, П.Н. Нионов, П.Н. Постный, П. Гр-ли, П. Грачиоли, Все тот же). Ткачев был очень заметной фигурой в группе писателей крайнего левого крыла русской журналистики. Он обладал несомненным и незаурядным литературным талантом; статьи его написаны живо, порой увлекательно. Ясность и строгая последовательность мысли, переходящая в известную прямолинейность, делают статьи Ткачева особенно ценными для ознакомления с умственными течениями того периода русской общественной жизни, к которому относится расцвет его литературной деятельности. Ткачев не договаривал иногда своих выводов только по цензурным соображениям. В тех рамках, которые допускались внешними условиями, он ставил все точки над i, как бы парадоксальны ни казались порой защищаемые им положения. Ткачев воспитался на идеях ""шестидесятых годов"" и оставался верен им до конца своей жизни. От других своих сотоварищей по ""Русскому Слову"" и ""Делу"" он отличался тем, что никогда не увлекался естествознанием; его мысль всегда вращалась в сфере вопросов общественных. Он много писал по статистике населения и статистике экономической. Тот цифровой материал, которым он располагал, был очень беден, но Ткачев умел им пользоваться. Еще в 70-х годах им подмечена была та зависимость между ростом крестьянского населения и величиной земельного надела, которая впоследствии прочно обоснована П.П. Семеновым (в его введении в ""Статистике поземельной собственности в России""). Наибольшая часть статей Ткачева относится к области литературной критики; кроме того он вел в течение нескольких лет отдел ""Новых книг"" в ""Деле"" (и ранее ""Библиографический листок"" в ""Русском Слове""). Критические и библиографические статьи Ткачева носят на себе чисто публицистический характер; это - горячая проповедь известных общественных идеалов, призыв к работе для осуществления этих идеалов. По своим социологическим воззрениям, Ткачев был крайний и последовательный ""экономический материалист"". Едва ли не в первый раз в русской журналистике в его статьях появляется имя Маркса. Еще в 1865 г. в ""Русском Слове"" (""Библиографический листок"", № 12) Ткачев писал: ""Все явления юридические и политические представляют не более как прямые юридические последствия явлений жизни экономической; эта жизнь юридическая и политическая есть, так сказать, зеркало, в котором отражается экономический быт народа... Еще в 1859 г. известный немецкий изгнанник Карл Маркс формулировал этот взгляд самым точным и определенным образом"". К практической деятельности, во имя идеала ""общественного равносилия""*), Ткачев звал ""людей будущего"". Он не был экономическим фаталистом. Достижение социального идеала или, по крайней мере, коренное изменение к лучшему экономического строя общества должно было составить, по его воззрениям, задачу сознательной общественной деятельности. ""Люди будущего"" в построениях Ткачева занимали то же место, как ""мыслящие реалисты"" у Писарева . Перед идеей общего блага, которая должна служить руководящим началом поведения людей будущего, отступают на задний план все положения отвлеченной морали и справедливости, все требования кодекса нравственности, принятого буржуазной толпой. ""Нравственные правила установлены для пользы общежития и потому соблюдение их обязательно для каждого. Но нравственное правило, как все житейское, имеет характер относительный и важность его определяется важностью того интереса, для охраны которого оно создано.... Не все нравственные правила равны между собой"" и притом ""не только различные правила могут быть различны по своей важности, но даже важность одного и того же правила, в различных случаях его применения, может видоизменяться до бесконечности"". При столкновении нравственных правил неодинаковой важности и социальной полезности не колеблясь следует отдавать предпочтение более важному перед менее важным. Этот выбор должен быть предоставлен каждому; за каждым человеком должно быть признано ""право относиться к предписаниям нравственного закона, при каждом частном случае его применения, не догматически, а критически""; иначе ""наша мораль ничем не будет отличаться от морали фарисеев, восставших на Учителя за то, что он в день субботний занимался врачеванием больных и поучением народа"" (""Дело"", 1868, № 3, ""Люди будущего и герои мещанства""). Политические свои воззрения Ткачев развивал в нескольких брошюрах, изданных им за границей, и в журнале ""Набат"", выходившем под его редакцией в Женеве, в 1875 - 76 годах. Ткачев резко расходился с господствовавшими тогда в эмигрантской литературе течениями, главными выразителями которых были П.Л. Лавров и М.А. Бакунин. Он являлся представителем так называемых ""якобинских"" тенденций, противоположных и анархизму Бакунина, и направлению Лавровского ""Вперед"". В последние годы своей жизни Ткачев писал мало. В 1883 г. он заболел психически и скончался в 1885 г., в Париже, 41 года от роду. Статьи Ткачева, более характеризующие его литературную физиономию: ""Дело"", 1867 - ""Производительные силы России. Статистические очерки"" (1867, № 2, 3, 4); ""Новые книги"" (№ 7, 8, 9, 11, 12); ""Немецкие идеалисты и филистеры"" (по поводу книги Шерра: ""Deutsche Cuktur und Sittengeschichte"" № 10, 11, 12). 1868 - ""Люди будущего и герои мещанства"" (№ 4 и 5); ""Подрастающие силы"" (о романах В.А. Слепцова , Марко Вовчка, М.В. Авдеева - № 9 и 10); ""Разбитые иллюзии"" (о романах Решетникова - № 11, 12). 1869 - ""По поводу книги Дауля ""Женский труд"" и статьи моей ""Женский вопрос"" (№ 2). 1872 - ""Недодуманные думы"" (о сочинениях Н. Успенского , № 1); ""Недоконченные люди"" (о романе Кущевского : ""Николай Негорев"", № 2 - 3); ""Статистические примечания к теории прогресса"" (№ 3); ""Спасенные и спасающиеся"" (по поводу романа Боборыкина: ""Солидные добродетели"", № 10); ""Недокрашенная старина"" (о романе ""Три страны света"", Некрасова и Станицкого , и о повестях Тургенева , № 11 - 12). 1873 - ""Статистические очерки России"" (№ 1, 4, 5, 7, 10); ""Тенденциозный роман"" [по поводу ""Собрания Сочинений"" А. Михайлова (Шеллера) , № 2, 6, 7]; ""Больные люди"" (о ""Бесах"" Ф.М. Достоевского , № 3, 4); ""Тюрьма и ее принципы"" (№ 6, 8). 1875 - ""Беллетристы-эмпирики и беллетристы-метафизики"" (о сочинениях Кущевского, Гл. Успенского , Боборыкина, С. Смирновой , № 3, 5, 7); ""Роль мысли в истории"" (по поводу ""Опытов истории мысли"" П. Миртова , № 9, 12). 1876 - ""Литературное попурри"" (о романах: ""Два мира"", Алеевой, ""В глуши"" М. Вовчка, ""Подросток"" Достоевского и ""Сила характера"", С.И. Смирновой, № 4, 5, 6); ""Французское общество в конце XVIII в."" (по поводу книги Тэна, № 3, 5, 7); ""Поможет ли нам мелкий кредит"" (№ 12). 1877 - ""Идеалист мещанства"" (по поводу сочинения Авдеева, № 1); ""Уравновешенные души"" (по поводу романа Тургенева ""Новь"", № 2 - 4); ""О пользе философии"" (по поводу сочинений А.А. Козлова и В.В. Лесевича , № 5); ""Эдгар Кинэ, критико-биографический очерк"" (№ 6 - 7); 1878 - ""Безобидная сатира"" (о книге Щедрина : ""В среде умеренности и аккуратности"", № 1); ""Салонное художество"" (об ""Анне Карениной"" Толстого , № 2 и 4); ""Кладези мудрости российских философов"" (по поводу ""Писем о научной философии"" В.В. Лесевича, № 10, 11). 1879 - ""Мужик в салонах современной беллетристики"" [по поводу сочинений Иванова (Успенского), Златовратского , Вологдина (Засодимского) и А. Потехина , № 3, 6, 7, 8, 9]; ""Оптимизм в науке. Посвящается Вольному Экономическому Обществу"" (№ 6); ""Единственный русский социолог"" (о ""Социологии"" Де-Роберти, № 12). 1880 - ""Утилитарный принцип в нравственной философии"" (№ 1); ""Гнилые корни"" (о сочинении В. Крестовского , № 2, 3, 7, 8). Н.Ф. Анненский.