Главная -
Биографический словарь -
буква Т - Тихонов Алексей Алексеевич (Луговой)
Тихонов (Алексей Алексеевич) - талантливый беллетрист, известный под псевдонимом Лугового. Родился в 1853 г. в Костромской губернии, в купеческой семье крестьянского происхождения. Под руководством иностранных гувернеров хорошо усвоил немецкий, французский и английский языки; некоторое время учился в казанской гимназии; в 1873 г., сдав выпускной экзамен в Пскове, поступил в Санкт-Петербургский технологический институт, но скоро его оставил, потому что по болезни отца, ему пришлось стать во главе его обширных торговых предприятий. По делам отцовской фирмы, а позднее - и других фирм, Тихонову пришлось много путешествовать по России и за границей и даже побывать в Америке. В конце 1870-х годов Тихонов самостоятельно занялся экспортом хлеба и льна за границу. Сначала дела его шли блистательно, но затем ряд осложнений и задержек в кредите привели его дела к полному расстройству, и он всецело отдался литературной деятельности. В 1890-х годах Тихонов-Луговой состоял несколько лет редактором ""Нивы"". В 1886 г. появилась его первая повесть: ""Не судил Бог"" (в ""Вестнике Европы""), вслед за которой он напечатал ряд повестей, рассказов, романов, драматических произведений (""За золотым руном"", ""Озимь"") и стихотворений, в ""Вестнике Европы"", ""Северном Вестнике"", ""Русской Мысли"" и других изданиях. В 1895 - 1900 годах Тихонов собрал все им написанное в 4 т. ""Сочинений"". Первые 3 тома были представлены автором в Академию Наук на соискание Пушкинских премий и, по рецензии К.К. Арсеньева , получили почетный отзыв (см. ""11-е присуждение премий имени А.С. Пушкина"", Санкт-Петербург, 1896). Творчество Тихонова в общем носит напряженный характер. Он склонен к изысканности и любит эффектные положения; даже заглавия его произведений большей частью приподняты (""Между двух смутных идеалов"", ""Police verso"", ""Nocturne"", ""Алльмирор!"", ""Возврат. Роман колеблющихся настроений"" и др.). Наибольший успех имело его ""Police verso"" (немецкий перевод в ""Universal Bibliothek"", Реклама). Это интересно задуманные ""параллели"", четыре ""панно"", иллюстрирующие психологию толпы. Повесть начинается описанием боя гладиаторов в римском цирке, где неистовая толпа, опуская палец вниз (police verso), требует от гладиатора-победителя смерти гладиатора-побежденного. Во втором и третьем ""панно"" читатель переносится в Мадрид, на бой быков, затем в Антверпен - на дебют начинающего певца, которому, несмотря на заканчивающуюся смертью болезнь, приходится петь перед публикой, сердитой на скупого антрепренера за то, что он медлит ангажементом знаменитого тенора. В четвертом ""панно"" действие происходит в русском провинциальном университетском городе; молодой, блестяще начавший карьеру профессор-хирург делает - отчасти потому, что соперник, старый хирург, подставляет ему ножку - неудачную операцию; больная умирает; взволнованный оператор дает сопернику пощечину; печать за это на него страшно накидывается, у него сразу падает практика, грозит удаление из университета, жена волнуется не за него, а за свою будущность - и доктор, в конце концов, застреливается. Сквозь этот калейдоскоп эпох и стран проходит одна и та же черта - беспощадная жестокость, с которой толпа, благоговея перед победителем, безжалостна к побежденному. Картины, набросанные автором, ярки и колоритны. С. В.