Главная -
Биографический словарь -
буква С - Суворин Алексей Сергеевич
Суворин (Алексей Сергеевич) - известный журналист. Родился в 1834 г. в с. Коршове Бобровского уезда Воронежской губернии. Отец его был государственный крестьянин того же села, отданный по набору в солдаты, раненый при Бородине и получивший затем офицерский чин; он дослужился до капитана, что в то время давало потомственное дворянство. Суворин учился в воронежском Михайловском кадетском корпусе и в специальных классах Дворянского полка (ныне Константиновское военное училище), откуда выпущен в саперы. Вскоре он вышел в отставку, выдержал экзамен на звание учителя уездного училища и отдался педагогической деятельности, сначала в Боброве, затем в Воронеже, где сблизился с М.Ф. Де-Пуле и поэтом Никитиным . В изданной Де-Пуле ""Воронежской Беседе"" (1861) Суворин поместил, между прочим, рассказ из народной жизни ""Гарибальди"", получивший большую известность благодаря тому, что его часто читал на литературных вечерах знаменитый актер Садовский . С 1858 г. Суворин стал помещать переводные стихи и мелкие статейки в ""Вазе"", ""Московском Вестнике"", ""Весельчаке"" и ""Русском Дневнике"". Несколько корреспонденций из Воронежа (под псевдонимом Василий Марков) в ""Русской Речи"" (1861) обратили на себя внимание издательницы этого журнала, графини Сальяс, которая предложила Суворину переселиться в Москву и принять постоянное участие в ""Русской Речи"". Когда ""Русская Речь"" прекратилась, Суворин занялся составлением книжек для народного чтения, для московского ""Общества распространения полезных книг"" (""Ермак, покоритель Сибири"", ""Боярин Матвеев"", ""История Смутного времени""; последняя не была пропущена цензурой). Тогда же он напечатал в ""Современнике"" (1862, № 2) повесть ""Солдат и солдатка"", в ""Ясной Поляне"" Л.Н. Толстого - ""Жизнь патриарха Никона"" (есть отдельное издание), в ""Отечественных Записках"" - рассказ ""Отверженный"" (1863, № 1) и повесть ""Аленка"" (1863, № 7 и 8). В 1863 г. Суворин переселился в Петербург, где писал обозрение журналов в ""Русском Инвалиде"" (за подписью А. И-н) и сделался секретарем и ближайшим сотрудником ""Санкт-Петербургских Ведомостей"", занявших, после перехода к В.Ф. Коршу , одно из первых мест в рядах умеренно-либеральной печати. Здесь Суворин, под псевдонимом А. Бобровский, поместил ряд полубеллетристических очерков текущей жизни, собранных затем в отдельной книжке под заглавием ""Всякие"" (Санкт-Петербург, 1866). Прибавленные главы послужили поводом к возбуждению против Суворина, в 1866 г., судебного преследования. Окружный суд приговорил автора к 2 месяцам тюремного заключения; судебная палата заменила это наказание 3 неделями содержания на гауптвахте. Сама книга была сожжена (изложение ее содержания см. в ""Сборнике сведений по книжно-литературному делу за 1866 г."", Черепина, Москва, 1867). Широкую известность Суворин приобрел во второй половине 60-х годов, когда он под псевдонимом Незнакомец, стал писать в ""Санкт-Петербургских Ведомостях"" воскресный фельетон (""Недельные очерки и картинки""). Крупное значение в газетном деле этому фельетону впервые дал блестящий талант Суворина, соединявший в себе тонкое остроумие с искренностью чувства и уменьем к каждому предмету подойти со стороны его общественного значения. Суворин расширил рамки воскресного фельетона, введя в него обсуждение самых различных сторон современной государственной, общественной и литературной жизни. Это были лучшие опыты русского политического памфлета, не стеснявшиеся выпадать очень резко на отдельных лиц, но вместе с тем только на общественную сторону их деятельности. Самые сильные удары Суворин наносил представителям реакционной журналистики - Каткову , Скарятину , князю Мещерскому и другим. По своим убеждениям Суворин был умеренно-либеральный западник, исходивший из принципов широкой политической свободы, терпимости и протеста против узкого национализма. Это сближало его, между прочим, с ""Вестником Европы"", где он в 1869 - 1872 гг. помещал заметки о новых книгах и ряд критических и других статей (более крупные из них: ""Новый роман Виктора Гюго"", 1869, № 6 и 7; ""Французское общество в новом романе Флобера"", 1879, № 1 и 2; ""В гостях и дома [Заметки о Германии]"", 1870, № 1; ""Историческая сатира"" [""История одного года"" Щедрина], 1871, № 1). Огромный успех фельетонов Незнакомца сделал его имя ненавистным в известных кругах, и когда в 1874 г. В.Ф. Корш и его редакция были устранены от ""Санкт-Петербургских Ведомостей"" (см. Б. Маркевич , Корш, ""Санкт-Петербургские Ведомости""), то одним из главных к тому мотивов были выставлены фельетоны Суворина. Вынужденный уход Суворина из ""Санкт-Петербургских Ведомостей"" вызвал всеобщее сожаление, сказавшееся весьма ярко, когда Суворин, в начале 1875 г., выпустил две книжки своих ""Недельных очерков и картинок"". Очерки, большей частью писанные на злобу дня, в значительной степени уже утратили интерес, но тем не менее были раскуплены за несколько дней - факт для книжной торговли того времени почти небывалый. В конце 1875 г. Суворин стал писать воскресные фельетоны в ""Биржевых Ведомостях"" Полетики , а в начале 1876 г. приобрел, вместе с В.И. Лихачевым , ""Новое Время"". В роли официального редактора он не мог выступить по цензурным причинам и считался только издателем, чем остается и по настоящее время. Ожидания, возбужденные переходом ""Нового Времени"" к Суворину, были большие; никто не сомневался в том, что воскресают Коршевские ""Санкт-Петербургские Ведомости""; Салтыков и Некрасов дали свои произведения для первых номеров. Но этим ожиданиям не суждено было сбыться. Став наиболее яркой выразительницей симпатий к восставшим славянам, газета имела огромный успех не только среди прежних поклонников таланта Суворина, но и в публике совсем иного сорта. Это повело к тому, что через 1 - 2 года духовный облик издателя становится до неузнаваемости иным (см. ""Новое Время"", XXI, 278). Лично Суворин, впрочем, не может быть всецело слит с его газетой. Литературная его манера осталась, в общих чертах, та же, какая была у него в ""Санкт-Петербургских Ведомостях""; она большей частью свободна от грубого задевания личности, от вульгарных издевательств. Публицистическая деятельность Суворина с приобретением ""Нового Времени"" в общем ослабевает. От воскресного фельетона он себя освободил и только изредка пишет ""Маленькие письма"". Последние годы Суворин усердно занялся театром, к которому издавна был близок как театральный рецензент, и стал во главе литературно-артистического кружка (Малый театр). Как драматург, Суворин известен благодаря пользовавшейся большим успехом драме ""Татьяна Репина"" (отд., Санкт-Петербург, 1889; 3-е изд., Санкт-Петербург, 1899). Такой же успех имела и драма ""Медея"", написанная Сувориным в сотрудничестве с В.П. Бурениным (Санкт-Петербург, 1883; 3-е изд., Санкт-Петербург, 1892). Кроме того, Суворин написал шутки и комедии: ""Биржевая горячка"", ""Не пойман, не вор"", ""Он в отставке"", ""Честное слово"", ""Женщины и мужчины"" и др. Другие литературные произведения Суворина роман ""В конце века Любовь"" (Санкт-Петербург, 1893; 3-е изд., 1898), вступительный этюд к изданию ""Горя от ума"" (Санкт-Петербург, 1886) и подробный анализ подделки пушкинской ""Русалки"" (Санкт-Петербург, 1900). С 1872 г. Суворин издает весьма распространенный ""Русский Календарь"". Почти одновременно с приобретением ""Нового Времени"" Суворин основал книжный магазин и издательскую фирму, занимающую одно из первых мест в русской книжной торговле. В ряду его многочисленных изданий особенного сочувствия заслуживает ""Дешевая Библиотека"" (образцом для не послужили немецкие ""Universal-Biblothek"" Реклама и французская ""Bibliotheque Nationale""), выпустившая уже несколько сот книжек классических произведений русских и иностранных писателей. Ср. ""Библиограф"", 1893 г. С. Венгеров.