Электронные словари и энциклопедии: Большой энциклопедический словарь, Словарь Даля, Словарь Ожегова и т.д.

Биографический словарь
"Струве Петр Бернгардович"

Главная - Биографический словарь - буква С - Струве Петр Бернгардович
Биографический словарь
Искать!

Струве (Петр Бернгардович) - публицист, внук астронома В.Я. Струве ; родился в 1870 г.; вскоре по окончании курса на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета выпустил книгу ""Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России"" (Санкт-Петербург, 1894), давшую первое в русской печати изложение той программы, которая с середине 1890-х гг. господствует в молодых кружках русской журналистики. В этих ""Заметках"" полемического характера Струве, объявив себя учеником Маркса, противопоставил его доктрину экономического материализма ""социологическому мировоззрению, традиционно господствующему в нашей прогрессивной литературе"" и имеющему ""два основных источника: 1) определенное учение о роли личности в истории; 2) непосредственное убеждение в специфическом национальном характере и духе русского народа и в особенных его исторических судьбах"". По мнению Струве, идеалы создаются действительностью, а не действительность - идеалами; нравственность, право и общественные формы являются надстройками над экономической базой; поэтому, социология может игнорировать личность, как величину ничтожную. Сводя исторический процесс к смене экономических форм и рассматривая капитализм как неизбежную ступень этого развития, Струве утверждал, что эту фазу должна пережить и Россия, что ""отделение обрабатывающей промышленности от земледелия"" (а вместе с тем и отделение рабочих, занимающихся в сельском хозяйстве, от рабочих, занятых в обрабатывающей промышленности) есть формула экономического роста России, отдельными, частными моментами которого явятся неотвратимые обезземеление части крестьянства и разложение общинного землевладения. Отвергая вообще личные идеалы, сводя значение личности к роли бесстрастного наблюдателя, Струве закончил свои ""Заметки"" призывом: ""признаем нашу некультурность и пойдем на выучку к капитализму"". Уже в первом своем труде, однако, Струве признал теорию экономического материализма философски не обоснованной и фактически не проверенной. В силу этого признания, Струве, при свойственном ему нервном искании истины, не мог застыть в доктринерском марксизме. Попытавшись найти философское обоснование экономического материализма в критической теории познания, Струве вскоре убедился в противоречии между социологической и экономической формулами Маркса, отказался от его теории трудовой ценности, отверг фатальную необходимость падения капитализма в силу естественных законов экономики и признал в ""социальных противоречиях"" движущую силу общественных преобразований. Последним и наиболее характерным пунктом в этой эволюции идей является небольшая заметка Струве о Лассале, по поводу 75-летия со дня его рождения (""Мир Божий"", 1900, № 11). Указав, что задачи государства Лассаль усматривал в сознательном устроении всей человеческой жизни на основе свободно признаваемого и в то же время общеобязательного морально-общественного идеала, Струве признает необходимость ""создания положительного миросозерцания на новых, более широких, т. е., в сущности, на старых идеалистических основах"". Недавно еще восклицавший: ""вперед, наука!"" (т. е. экономический материализм), он заканчивает свою последнюю заметку призывом: ""назад к Лассалю!"" Под редакцией Струве вышло много переводных книг, которые он обыкновенно снабжал предисловиями. Из журнальных статей его особенно выделяются: ""Австрийское крестьянство и его бытописатель"" (""Вестник Европы"", 1893, № 7); ""Немцы в Австрии и крестьянство"" (там же, 1894, № 2); ""Основные понятия политической экономии"" (""Мир Божий"", 1896, № 2); ""Свобода и историческая необходимость"" (""Вопросы философии и психологии"", 1897, № 1); ""Еще о свободе и необходимости"" (""Новое Слово"", 1897); ""Очерки из истории общественных идей и отношений в Германии"" (там же, за подписью С. Т. Р.). С марта по декабрь 1897 г. Струве был фактическим редактором ""Нового Слова"" (вместе с М.И. Туганом-Барановским ), в котором вел внутреннее обозрение (""Текущие вопросы внутренней жизни""), а под псевдонимом Novus поместил ряд статей ""На разные темы"", между прочим, и критико-литературные. В 1899 г. Струве был фактическим редактором (вместе с М.И. Туган-Барановским) журнала ""Начало"", в котором вел внутреннее обозрение и напечатал статьи ""Попытки артельной организации крепостных крестьян"". После закрытия ""Начало"" Струве стал писать в ""Мире Божьем"" (""Основные моменты в развитии крепостного хозяйства в России в XIX в."", 1899 и др.), в ""Жизни"" (""К критике некоторых основных проблем и положений политической экономии"", 1900) и в ""Северном Курьере"" (""Усложнение жизни"", ""Высшая ценность жизни"" и др.). Струве поместил также ряд статей в ""Arch. f. soz. Gesetzgebung und Statistik"" Брауна (важнейшая ""Die Marxische Theorie der soz. Entwickelung"", 1899), в ""Neue Zeit."" (""Zwei unbekannte Aufsatze von K. Marx aus d. 40 J."", 1896) и в ""Soziol polit. Zentralblatt"" (позже ""Soz. Praxis""), в последнем статьи об экономическом развитии в России. В настоящем словаре Струве поместил статьи ""Заработная плата"", ""Картели"", ""Лассаль"", ""Маркс"", ""Рабочий класс"" и др. В 1902 г. вышла книга Струве ""На разные темы"" - сборник его статей за предыдущие годы. Последние статьи ясно указывали на сильный переворот в мировоззрении Струве. Через бернштейнианство и неокантианство он пришел к политическому радикализму и демократизму. На первую очередь в это время он выдвигал политическую задачу борьбы с режимом полицейского самодержавия. В 1902 г. Струве эмигрировал за границу и основал журнал ""Освобождение"", издававшийся сперва в Штутгарте, потом в Париже (Доп. II, 353). Журнал был основан на средства нескольких прогрессивно настроенных земцев. Первые номера отличались большой политической умеренностью, но постепенно журнал привлекал к себе более левые элементы и скоро стал революционным; в особенности революционны были номера, вышедшие после петербургских событий 9 января 1905 г. Слева, в особенности из рядов социал-демократии, на ""Освобождение"" и на Струве продолжались нападки, хотя Струве постоянно выражал горячие симпатии социализму. При образовании Союза Освобождения (Доп. II, 354) Струве играл самую деятельную роль. Как в журнале, так и в Союзе, он горячо отстаивал полное отрицание борьбы с левыми и направление всей энергии направо, против правительства. Поэтому, несмотря на желание некоторых освобожденцев, его журнал никогда не отвечал на нападки социал-демократов и социалистов-революционеров. Амнистия 21 октября 1905 г. дала Струве возможность вернуться на родину, поселиться в Петербурге и туда же перенести свою публицистическую деятельность. Он принял деятельное участие в организации конституционно-демократической партии, был избран членом ее центрального комитета и остается им до сих пор (февраль 1907 г.). С декабря 1905 по март 1906 г. он редактировал еженедельный журнал ""Полярная Звезда"" (Доп. II, 439). После прекращения ""Полярной Звезды"" она была заменена журналом ""Свобода и Культура"", выходившим ""под редакцией С.Л. Франка, при ближайшем участии П. Струве""; в действительности редактором был последний. ""Полярная Звезда"" была встречена публикой с большим сочувствием и имела успех, но ""Свобода и Культура"" расходилась с каждым номером все меньше, хотя была прямым продолжением ""Полярной Звезды"" и на восьмом номере прекратилась. Эти два журнала проводили идеи к.-д. партии, но не были ее официальными органами. Весной и летом 1906 г. Струве редактировал ежедневную вечернюю газету ""Дума"". И в журнале, и в газете он вел борьбу столько же налево, сколько и направо. С января 1907 г. редактирует московский журнал ""Русская Мысль"". В к.-д. партии Струве считается одним из наиболее правых. Еще в январе 1906 г., когда партия стояла за учредительное собрание, Струве высказывался решительно против него, возбуждая этим недовольство П.Н. Милюкова . Вместе с тем Струве решительно подчеркивал свою антипатию к республике, как знамени в борьбе, и поддерживал монархизм к.-д. партии. Когда первая Государственная дума была распущена, Струве, не будучи ее членом, принимал участие в совещаниях членов Думы в Выборге и в выработке выборгского воззвания. Позднее он принял деятельное участие в агитации к.-д. партии при выборах во вторую Государственную думу (декабрь 1906 г. - февраль 1907 г.). Он был выставлен к.-д. партией как один из ее кандидатов и выбран от Петербурга во вторую Государственную думу. См. Л. Тахоцкий ""Господин Петр Струве в политике"" (СПб., 1906; перепечатан в сборнике статей Троцкого ""Наша революция"", СПб., изд. Глаголева, без года; в этом памфлете С. характеризуется как оппортунист, постоянно меняющий свое мировоззрение под влиянием внешних событий). Другой социал-демократический памфлет, направленный против С. - А. Луначарский ""Три кадета"" (Милюков, Родичев и Струве; СПб., 1906). В. В-в.


Поделитесь с друзьями:


Вы можете поставить ссылку на это слово:

будет выглядеть так: Струве Петр Бернгардович


будет выглядеть так: Что такое Струве Петр Бернгардович

Реклама:
Толковые словари и Энциклопедии. Словарь - Струве Петр Бернгардович - Биографический словарь - Толковые Словари и Энциклопедии