Главная -
Биографический словарь -
буква С - Спафарий-Милеску Николай Гаврилович
Спафарий-Милеску (Николай Гаврилович) - молдавский боярин греческого происхождения, родился в 1635 г., получил по своему времени отличное, но вполне схоластическое образование в Константинополе и в Италии, усвоил языки эллинский, новогреческий, турецкий, арабский, румынский, русский, латинский, итальянский. Спафарий-Милеску служил сначала у молдавского господаря, но запутался в политических интригах; по приказанию господаря ему урезан был нос, и он бежал сначала в Валахию, затем в 1671 г. переселился в Россию с лестной рекомендацией иерусалимского патриарха Досифея. В России он удерживает одну фамилию Спафарий, получает место переводчика в посольском приказе и пользуется благоволением боярина Матвеева и царя Алексея Михайловича . Спафарий участвовал в так называемом ""строении книг"" - перевел и снабдил рисунками несколько книг для поднесения царю. Спафарию принадлежат труды: ""Хрисмологион"", ""О сивиллах"", ""Мусы"", ""Арифмология"", ""Василиологион"", ""Описание церкви св. Софии в Константинополе"", ""Книга иероглифийская"", ""Дневник путешествия по Сибири"", ""Описание Китая"", ""Описание реки Амура"" и ""Татарская книжица"". Большая часть этих книг написана в 1672 - 1674 гг., последние три - в 1678 г. Подлинные заглавия очень длинные и витиеватые. Во всех книгах много учености, но большей частью (за исключением ""Описания Китая"") крайне схоластической. Язык тяжелый. ""Хрисмологион, или Книга о 4 монархиях"" начинается с пророчества Даниила на сон Навуходоносора и заключает в себе рассказы и анекдоты из древней истории, причем попутно автор кое-где высказывает свое нерасположение к евреям, католикам и магометанам. Книга ""О сивиллах"" трактует на популярную в старину тему о пророчицах язычницах Сивиллах (12 вместо обычных 10), в числе которых у Спафария оказывается царица Савская, которая ""позна древо крестное"" (далее следует апокриф о ""треблаженном дереве""). Сочинение ""О Мусах"", т.е. музах, трактует ""о седми свободных учениях"". При имени каждой музы объясняется ее наука. ""Арифмология"" Спафария дошла в двух редакциях. В обеих Спафарий нагромождает объяснения на разные цифровые реалии - 9 муз, 9 чинов ангельских, 105 разных случаев употребления счета три (3 горгоны, 3 сирены, 3 силы душевные по Аристотелю и т. д.). ""Василиологион"" - сборник из 18 царских биографий, причем биографию древних царей (Нин, Семирамида, Кир, Давид, Соломон и др.) излагаются подробно, а биографии русских царей (Иоанн IV , Федор Иоаннович , Михаил Федорович , Алексей Михайлович) изложены кратко. Главные труды Спафария - ""Описание Китая"", ""Амура"" и ""Монголии"" составлены не только по книжным пособиям, но и по личным наблюдениям. Спафарий был послан в 1767 г. в Китай. От Тобольска до Пекина он ехал целый год. В Тобольске виделся со знаменитым ссыльным писателем Крижаничем. В Китае Спафарий пробыл 3 1/2 месяца. Описание Китая у Спафария подробное, с включением Кореи и даже Японии. ""Описание Китая"" издано Арсеньевым. ""Описание Софийского собора в Константинополе"" издано в 2 книгах ""Летописей"" Тихонравова . Спафарий скончался в России около 1709 г. Специальные о нем исследования И.Н. Михайловского ""Очерк жизни и службы Н. Спафария в России"" (Киев, 1895) и ""Важнейшие труды Спафария"" (Киев, 1897). В первой статье указаны и другие исследования о Спафарии. Н. Сумцов.