Главная -
Биографический словарь -
буква С - Соханская Надежда Степановна (Кохановская)
Соханская (Надежда Степановна) - талантливая писательница, известная под псевдонимом Кохановская (1825 - 1884). Родилась в дворянской семье харьковской губернии. Отец ее - кавалерийский ротмистр - рано умер и оставил жену и трех детей в очень стесненных обстоятельствах. 9-ти лет Соханская была отдана в Харьковский институт, где небогатой девочке жилось очень трудно и невесело, но курс она, однако, кончила с шифром. Еще более невеселая жизнь ждала ее по окончании института в родовом степном хуторе, Макаровке (Изюмского уезда), где ей суждено было прожить до самой смерти. Небольшие средства всецело шли на воспитание и баловство двух братьев, видимо, некрасивой и не блестящей девушки. Кругом царили ничтожнейшие интересы, и духовные запросы молодой институтки, до самозабвения любившей чтение книг и рано порывавшейся писать, встречали тупое непонимание и удивление. Даже чистой бумаги для писания ей трудно было достать, и первые произведения сочинялись на оборотной стороне старых ротных донесений покойного отца. Тем не менее Соханская уже в 1846 г. отправила к Плетневу, издававшему тогда ""Современник"", повесть ""Графиня Д***"". Плетнев не взял повести, потому что ему показалось, что она написана в несимпатичном ему стиле французской беллетристики, но он сразу заметил в Соханской крупный талант, вступил с ней в оживленную переписку и просил ее рассказать свою жизнь. Соханская прислала обширную автобиографию. Это блестящее литературное произведение, одновременно ярко рисующее институтский и помещичий быт и психологию одиночества. По интимности своего содержания, превосходная автобиография Соханской могла увидеть свет только пять - десять лет спустя (""Русское Обозрение"", 1896, № 6 - 12). Плетнева автобиография привела в совершенный восторг, он находил ее прямо ""гениальной"", давал читать Жуковскому и императрице Марии Александровне . Плетнев всю жизнь вел с Соханской деятельную переписку, но свиделись они только в 1862 г., когда Соханской удалось, наконец, преодолеть финансовые препятствия и выбраться в Петербург. Она встретила здесь очень почетный прием, была представлена императрице и получила от нее ценный подарок. Литературную известность Соханская (до того напечатана в ""Отечественных Записках"" (1848, № 12) повесть ""Графиня Д***"", в ""Современнике"" (1850, № 12) повесть ""Соседи"", несколько корреспонденций в ""Санкт-Петербургских Ведомостях"" 1854 - 1855 гг.) приобретает, когда в ""Пантеоне"", в 1856 г. была напечатана первая часть рассказа ""Гайка"", a в ""Русском Вестнике"", 1858 г., лучшая ее вещь - ""После обеда в гостях"". Позднее появились в печати: ""Любила"" (""Библиотека для чтения"", 1858, № 7), ""Из провинциальной галереи портретов"" (""Русский Вестник"", 1859, № 5), ""Гайка"" (в полном виде ""Русское слово"", 1860, № 4), ""Кирилла Петров и Настасья Дмитрова"" (""День"", 1862), ""Старина"" (""Отечественные Записки"", 1861, № 3 и 4), ""Давняя встреча"" (""День"", 1862); ""Рой-Феодосий Саввич на покое"" (""День"", 1864), ""Слава Богу, что мужик лапотку сплел"", народная комедия (""Заря"", 1871, № 1) и небольшие газетные заметки в ""Дне"", ""Руси"" и ""Гражданине"". После смерти, кроме автобиографии, напечатаны: ""Степная барышня сороковых годов"" и ""Сумеречные рассказы"" (""Русь"", 1885) и обширная переписка ее с Аксаковым (""Русское Обозрение"" и ""Русский Архив"", 1897). Отдельным изданием вышли: ""Повести"" в 2 ч. (Москва, 1863); ""После обеда в гостях"" (Санкт-Петербург, 1885) и ""Кирилла Петров и Настасья Дмитрова"" (Санкт-Петербург, 1886). Все, удивительно колоритно и красиво написанные произведения Соханской посвящены мелко-городской и народной жизни и старине. В связи с тем, что через все эти произведения проходит теория ""смирения"", которое славянофилы считали основным свойством русского народного характера и старорусского быта, за Соханской установилась кличка ""писательницы-славянофилки"". ""Смирение"", действительно, занимает чрезвычайно странное место в творческих замыслах Соханской. Рисуя весьма часто семейный деспотизм, самодурство, обиду сильного и т. д., писательница нимало на все это не негодует, а всегда сводит дело к тому, что обиженный не только впоследствии примирился со своей обидой, но еще сам себя считал виноватым в непокорстве и непочтительности. Теперь, когда обнародованы интимные подробности личной жизни Соханской ясно, что тут нет ничего теоретически навеянного и что у нее была внутренняя потребность скрашивать нерадостное прозябание верой в необходимость страдания и уничтожения своей личности. Рядом с этим, безвыездная жизнь в глухом захолустье до того ее ассимилировала с собой, что она перестала замечать ее мелкий пошиб. В этом и сила, и слабость Соханской. Сила в том, что в тине мелкой жизни уездного города (""После обеда в гостях""), которая до того давала материал только для сатирических очерков, в психологии какого-нибудь разжившегося практика, захолустного помещика (""Гайка""), какого-нибудь ловкача-приказчика (""Кирилла Петров и Настасия Дмитриевна"") и т. д., Соханская сумела отыскать элементы истинной поэзии и высоких настроений. Но в этом же и слабость произведений Соханской, парализовавшая ее блестящий реалистический талант, ее умение придавать жизнь и интерес самым обыденным вещам. Она бросает слишком яркий, чисто эпический свет на своих героев, которые превращаются у нее в каких-то богатырей былин и праведников религиозных легенд, и говорящих неспроста, и чувствующих как по писанному. Ср. статью С.И. Пономарева в ""Русском Обозрении"", 1898, № 1, где указана литература о Соханской и дан список всех сочинений ее (разбросанных по разным журналам и многочисленных, оставшихся в рукописи), ждущих еще хорошего издания. C. Венгеров.