Главная -
Биографический словарь -
буква С - Соллогуб Владимир Александрович
Соллогуб (граф Владимир Александрович) - известный писатель (1814 - 1882), внук литовско-польского вельможи, переселившегося в Россию. С. получил тщательное домашнее воспитание на французский лад, подолгу живал за границей. Учился в Дерптском университете, где окончил курс в 1834 г. Поступив на службу в Министерство иностранных дел, он некоторое время состоял при Венском посольстве, затем перешел в Министерство внутренних дел, в 1850 г. служил на Кавказе, в 1870 г. был председателем комиссии по преобразованию тюрем, в 1877 г. находился при главной квартире Государя Императора для составления ""Дневника Высочайшего пребывания за Дунаем"" (Санкт-Петербург, 1878). В общем он, несмотря на огромные связи и некогда большое богатство, карьеры не сделал. Интересы литературно-артистические в нем преобладали, чему содействовали также родственные отношения с известным музыкальным домом графа Виельгорского (см.). С. был добрый человек, отзывчивый на чужое горе и искренно радовавшийся чужому заслуженному успеху. Свободный от великосветских предрассудков, он одновременно был желанным гостем в аристократических гостиных, где его любили как интересного собеседника и устроителя спектаклей и увеселений, и вместе с тем был своим человеком в кружках молодых писателей, группировавшихся около ""Отечественных Записок"" времен Белинского . В литературной деятельности своей С. до известной степени являлся симпатичным дилетантом, более скользя по поверхности затрагиваемого сюжета, чем углубляясь в его сущность. Выступил он на литературное поприще с повестями ""Два студента"" и ""Три жениха"" в ""Современнике"" (1837), а в 1839 г. появился в обновленных ""Отечественных Записках"" с ""Историей двух калош"". Повесть имела чрезвычайный успех. Подкупал не только талант рассказчика, но и теплота чувства и трогательность сюжета - история разбитой житейской прозой артистической жизни. Симпатичные лица повести - артисты и немцы-ремесленники, несимпатичные - люди большого света. Из других повестей имели успех ""Аптекарша"" (1841), ""Медведь"" (1843) и особенно ""Большой Свет"" (1840), повесть ""В двух танцах"". Во всех этих произведениях большой свет неизменно выводится со стороны своей пустоты и мишурности, а люди среднего сословия - со стороны своей преданности чувству долга и искренности чувства. Сатира, однако, не глубока и известное внутреннее преклонение пред ""настоящим"" большим светом сквозит и сквозь отрицательное отношение автора к изображаемой среде. В 1845 г. С. издал отдельной книгой, с политипажами, наиболее известное из своих произведений - ""Тарантас"" (первые 7 глав были напечатаны в ""Отечественных Записках"" 1840 г.). Это талантливая, но довольно странная смесь беллетристики и публицистики, перемешанный длинными рассуждениями рассказ о поездке из Москвы в село Мордассы захолустного помещика старого закала и молодого человека, только что вернувшегося из-за границы. Последний вывез из долгих шатаний по Европе нежелание завести у нас европейские порядки, а напротив того славянофильствующее преклонение пред русской ""самобытностью"". Автор насмешливо относится к обоим героям, которые в своем путешествии сталкиваются с целым рядом тонко обрисованных представителей захолустной жизни. Белинский посвятил ""Тарантасу"" большую сочувственную статью, в которой, впрочем, придал авторским намерениям значительно большую определенность и окрашенность. В 1845 - 46 гг. С. издал сборник ""Вчера и Сегодня"" (2 т.), в 1850 г. поставил на сцену известнейший водевиль свой ""Беда от нежного сердца"". Настроение ""обличительной"" эпохи, наступившей после севастопольских неудач, не миновало и впечатлительного С. Отзывчивый на все модное, писавший водевили даже на такие ""современные"" темы, как царившая одно время в Петербурге мода на мыльные пузыри, С. в 1856 г. написал ""Чиновника"", в котором главный герой Надимов патетически восклицал: ""Крикнем на всю Русь, что пришла пора вырвать зло с корнями"". Пьеса имела шумнейший успех, но это свидетельствовало больше о настроении общества, жадно ловившего всякий намек на обновление отжившего строя, чем о достоинстве пьесы и глубине замысла. Люди, умеющие разбираться в литературных явлениях, тогда же увидели внутреннюю фальшь и пустозвонство Надимова. ""Чиновник"" был скоро забыт и не меньший успех, чем пьеса, имел едкий и блестящий разбор ее, напечатанный Н.П. Павловым в ""Русском Вестнике"" 1857 г. Насмешливо отнесся к внешней прогрессивности Надимова и Добролюбов (""Сочинения"", т. II). ""Чиновник"" был последним из произведений С., обратившим на себя внимание публики. После этого он редко появлялся в печати (главным образом с воспоминаниями о Пушкине , Гоголе , Вяземском , Одоевском и других). После его смерти был напечатан роман ""Через край"" (""Новь"", 1885) и ""Воспоминания"" в ""Историческом Вестнике"". Беллетристические сочинения С. издал в 5 томах, в 1855 - 56 гг. (Санкт-Петербург). С. Венгеров.