Главная -
Биографический словарь -
буква С - Соколовы (живописцы)
Соколов - фамилия четырех живописцев. 1) Петр Федорович С. (1791 - 1847), глава этого семейства, был принят в воспитанники Императорской Академии Художеств в 1800 г. и учился в ней под ближайшим руководством профессора В. Шебуева . Окончив в ней курс в 1809 г. с малой золотой медалью, полученной за картину ""Андромаха оплакивает своего, павшего в битве супруга, Гектора"", и с званием художника XIV класса, был оставлен при Академии в качестве пенсионера для дальнейшего усовершенствования, но в следующем затем году, не получив большой золотой медали, уволен из пенсионеров. Впоследствии покинув масляные краски, занялся акварелью и достиг в ней большого совершенства. Особенно ценились его акварельные портреты, замечательные по сходству, прекрасному рисунку и приятности красок. За них, в 1839 г., он был удостоен звания академика. Был женат на сестре знаменитого К. Брюллова . Последнее время жизни провел в Москве. 2) Петр Петрович С. (1821 - 1899), старший сын предыдущего, также акварелист, был, собственно говоря, самоучка, так как юношей лишь очень короткое время учился в Академии Художеств под руководством своего дяди, К. Брюллова. Специальность его составляли изображения простонародного и солдатского быта, а также охотничьих сцен, но иногда он писал и портреты. Со своими акварелями, в большей или меньшей степени отличающимися верной передачей типов людей и животных, ловким приемом исполнения и гармоничностью красок, особенно в пейзажной части, очень редко являлся на ежегодных академических и других общих выставках, но в 1887 г. устроил из своих работ в Санкт-Петербурге отдельную выставку. В 1877 - 78 гг. находился при главной квартире русской армии, действовавшей в Европейской Турции и получил георгиевский крест за храбрость. В 1893 г. совет преобразованной Академии Художеств присудил ему за предшествовавшую деятельность высшее по ее новому уставу художественное звание академика. Как на лучшие его произведения должно указать на иллюстрации к ""Запискам охотника"" Тургенева и к стихотворениям Некрасова (некоторые из них изданы в виде альбомов), на акварельную картину ""Конская ярмарка"" (в Третьяковской галерее, в Москве) и на портрет литератора С. Терпигорева (в музее Императора Александра III , в Санкт-Петербурге). 3) Павел Петрович С., брат предыдущего, родился в 1823 г., получил образование в Императорской Академии Художеств, состоя в числе учеников К. Брюллова, и был выпущен из нее со званием свободного художника. В 1864 г., за картину ""Св. Семейство"" возведен в звание академика. Занимался предпочтительно акварельной живописью. Из относящихся к ней его работ заслуживают быть упомянутыми ""Тройка"" (приобретена императором Александром II) и ""Рассказы бывшего солдата"" (у наследников гр. Стенбока-Фермора). 4) Александр Петрович С., младший сын Петра Федоровича С., родился в 1829 г., учился во 2-й Санкт-Петербургской гимназии, но вышел из нее, не окончив в ней курса, и в 1847 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, из которого через два года перешел в ученики Императорской Академии Художеств. По окончании в ней курса с званием свободного художника посвятил себя акварельной, преимущественно портретной, живописи и вскоре приобрел в этой области почетную известность. В 1859 г. за портреты г-жи фон-Крузе, ее детей и своего брата, Петра Петровича С. получил звание академика этой живописи. В 1881 г. примкнул к Товариществу передвижных художественных выставок и с того времени весьма часто является на них со своими новыми произведениями. Особенно удаются ему дамские портреты, по образцу которых можно видеть в музее императора Александра III, в Санкт-Петербурге и Третьяковской галерее в Москве. Неоднократно писал портреты вдовствующей императрицы Марии Федоровны и других женских особ императорской фамилии. С 1892 г. служит в Академии Художеств хранителем ее музея.